26 июля Минюст зарегистрировал приказ о правилах регистрации в Российском международном реестре судов. Отсутствие этих правил сдерживало реализацию закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов».
Напомним, что в период с 1992 по 2005 год большое количество российских судов ушли под флаги других стран, которые предоставляли им льготный налоговый режим. По данным Минтранса, за это время российские судовладельцы под национальным флагом зарегистрировали 68 построенных судов, а под иностранными – 165.
Новый закон предоставляет судовладельцам равные с другими странами права регистрации кораблей. На подготовку этого документа ушло долгих 8 лет. Он и сейчас, как считают специалисты, неоднозначен и требует «подгонки» под реалии бизнеса. Тем не менее, это первый конкретный шаг в деле возвращения коммерческого флота России, и в это смысле его значение трудно переоценить. Благодаря ему, как неоднократно заявлял министр транспорта России Игорь Левитин, страна может в ближайшее время создать флот из 700 судов.
Теперь, регистрируясь в Российском международном реестре судов, судовладелец освобождается сразу от четырех налогов: на имущество (2,2%), на прибыль (24%), таможенные пошлины (5%) и НДС (18%). Закон предусматривает уплату только разового регистрационного сбора при приобретении судна и потом ежегодного взноса в зависимости от его тоннажа. А новые суда, построенные в России, компании смогут приобретать при ставке НДС 0%.
Все это должно способствовать «призыву» под флаг России, в первую очередь, морских судов и кораблей типа река-море, а также обновлению флота за счет постройки новых теплоходов. На деле это означает оживление коммерческого и торгового судоходства, в том числе воздение пассажирских и круизных перевозок. Закон нацелен на развитие именно международного судоходства.
Светлана Ставцева, RATA-news