Экс-вице-премьер и Министр финансов Игорь Митюков о судьбе гривни и Нацбанка
Игорь Митюков - известный авторитет в области финансов и экономической политики. Вес его слову придает не только значительный опыт работы в правительстве Украины (с 1994 по 2001 годы), но и последующая дипломатическая служба в Великобритании. После возвращения из Британии в сентябре 2005 года Митюков возглавил Институт финансовой политики. Его мнение о макроэкономической и курсовой политике страны представляет интерес, прежде всего, с точки зрения взгляда независимого эксперта.
- Игорь Александрович, какие потрясения могут ожидать гривню в связи с тем, что страна мало того, что уже полгода не имеет полноценного правительства, но и никак не может получить новое. Может ли политико-экономическая нестабильность отразиться на стабильности национальной валюты?
- Должен сказать, что, как ни парадоксально, но политический кризис практически не отразился на макроэкономических показателях. Это показывает, что экономика набирает обороты – мы становимся похожи на цивилизованные страны, где политика, конечно же, оказывает влияние на экономику, но вместе с тем есть экономический базис, который инвариантен к тому, кто пришел к власти: левые или правые.
То есть существует планка, ниже которой экономика уже не падает. Сегодня мы имеем стабильную ценовую ситуацию, большие валютные резервы НБУ. Темпы роста экономики будут явно выше, чем пессимистические прогнозы первого квартала. В первом квартале ожидали рост ВВП на 2,5%. Сейчас спокойно можно говорить о том, что ВВП в 2006 г. вырастет более 3%. Конечно, не будет 7,2%, которые закладывались в расчетах в бюджет этого года. Но даже если допустить, что темпы роста экономики будут в два раза ниже, чем те, которые планировались при составлении бюджета, итоги первого полугодия показывают, что планы по доходам практически выполнены. Поэтому, что касается нового правительства - то ему достанется достаточно стабильная макроэкономическая ситуация.
- А что касается курса гривни? Возможны ли новые шоки, связанные с укреплением или ослаблением гривни?
- Думаю, до конца этого года никаких серьезных колебаний гривни ожидать не стоит. В 2007 году колебание может составить плюс-минус 5-7%, максимум - 10%, в зависимости от того, какую политику будет проводить правительство Украины. Уверенность в неизменности курса в 2006 году основывается на двух факторах. Первый – это достаточно высокий уровень валютных резервов, накопленных сегодня Нацбанком. И второй – те механизмы и инструменты, которыми пользуется Нацбанк для регулирования валютного рынка. Именно наличие больших резервов позволяет Нацбанку с помощью существующих на сегодняшний день механизмов проводить ту политику, которую он хочет. Мне кажется, что НБУ хочет проводить политику стабильного курса гривни по отношению к доллару. И сомневаться в его технической способности сделать это не приходится. Опыт первого квартала показал, что когда Нацбанку нужно было продать почти 2 млрд. долларов, он сделал это спокойно, стерилизовав огромное количество гривни, породив тем самым значительный скачок процентных ставок в гривне, и затем отрабатывая более мягко в последующие месяцы и нормализуя ситуацию на внутреннем денежном рынке. Поэтому, в конце концов, Нацбанк будет проводить ту политику, которую считает нужной, и для этого он располагает всеми необходимыми ресурсами.
- Учитывая то, что НБУ давно говорит о недооценке украинской валюты, не может ли это означать, что Нацбанк возьмет курс на дальнейшее укрепление гривни?
- Думаю, тут нужно говорить не столько о гривне, сколько о самом долларе. Если рассматривать курсовые колебания гривни к доллару, то надо говорить не столько о гривне, сколько о самом долларе. В ближайшие несколько лет мы будем свидетелями так называемой «политики слабого доллара». С одной стороны – война в Ираке и дополнительная нагрузка на госбюджет США. С другой стороны – сознательная, я бы сказал, неподдержка доллара как средства стимулирования национальной экономики США. Это та политика, которую объективно будут приводить Соединенные Штаты в ближайшие полтора года. Потому, привязываясь к доллару, мы девальвируем и нашу валюту по отношению к другим валютам. Если НБУ имеет этот тренд, то можно говорить об анализе соотношения гривни с евро и другими валютами, в частности, с рублем, который начинает расти обеспокаивающими темпами. Реализация этой политики должна быть тесно связана с экономической политикой, проводимой правительством. Будет ли правительство стимулировать импорт, захочет ли оно сдерживать рост цен на энергоносители, любые импортные товары – это одна политика. В этом случае можно получить некий социальный эффект. Но наверняка параллельно произойдет и сдерживание экономического роста.
- Неплохие темпы экономического роста этого года – это инерция, приобретенная за счет роста экономики в последние годы, или достижение правительства Еханурова?
- Главное достижение правительства Еханурова состоит в том, что оно не вмешивалось в ход естественного развития экономики. И чем могло, помогало. В отличие от правительства Тимошенко, которая пыталась управлять административными методами. И эффект от этого управления был очевиден. Новое правительство, основываясь на опыте правительства Еханурова, должно разработать политику экономического роста. И это должно быть главное задание не только на 2007 год, но и на 2008-й и дальнейшие годы. Потому что размер социальной поддержки, который закладывается в бюджеты последних лет – это максимально допустимая нагрузка на экономику, исходя из имеющегося уровня экономического роста. То есть дальше наращивать социальные расходы можно, только увеличивая налоговую нагрузку и замедляя экономический рост. В ином случае нужно проводить политику стимулирования инвестиционной деятельности (независимо от того, какой это инвестор – иностранный или национальный), которая позволит значительно увеличить показатели экономического роста и таким образом получить дополнительные ресурсы для перераспределения в социальную сферу. То есть не делить то, что есть сегодня, а заработать еще и после этого приступать к активной социальной политике. Очень важно, чтобы новое правительство поняло, что пределы возможного есть в любой экономике. В прошлом году мы увеличили перераспределение через бюджет ВВП на 5% - до 44% и сразу получили замедление темпов экономического роста. Это тот вопрос, который на сегодня очень важен и который новому правительству необходимо принять во внимание.
- Учитывая то, что ситуация с правительством уже вырисовалась, как Вы думаете, новому правительству это будет под силу? И насколько политику, проводимую правительством, будет определять его глава?
- Думаю, лицо, стоящее во главе правительства, не столь важно. Кандидатура Премьер-министра для меня как для экономиста вторична. Первично то, какую политику будет проводить новое правительство. Правительство Партии регионов с социалистами и коммунистами оказывало бы сдерживающее влияние на либерализацию экономики, дальнейшее внедрение рыночных механизмов и на этой основе – на увеличение эффективности производства. Вхождение в широкую коалицию «Нашей Украины» позволяет иметь серьезную силу, которая будет стимулировать именно это направление. Будет проводиться более сбалансированная политика с точки зрения поддержки экономического роста, инвестиционной активности. В этом случае решение тех задач, о которых шла речь, становится более реальным.
- Насколько политика нового правительства, которая, как уже было заявлено, будет направлена на ослабление гривни, может повлиять на проведение курсовой и монетарной политика Нацбанка и войти с ней в противоречие?
- Во-первых, нужно понимать, что противоречия между политикой правительства и линией НБУ существуют всегда. Поэтому Нацбанк должен быть независим от правительства, и в этом конфликте дается наиболее разумное решение. Правительство заинтересовано в социальных расходах и росте объемов производства. Нацбанк, прежде всего, отвечает за стабильность национальной валюты, но также - за занятость населения, о чем мало говорят. Вот здесь и возникает общее поле деятельности Нацбанка и правительства. Я не сторонник использования курсовых изменений для реализации экономической политики. Это очень сильнодействующее лекарство. При девальвации гривни поддерживаются производители, среди которых могут быть неэффективные. При этом провоцируется инфляция. При ревальвации гривни ухудшается платежный баланс, снижаются цены на импортные товары, но в то же время сдерживается экономический рост.
Поэтому до конца года Нацбанк вместе с правительством должны в процессе утверждения бюджета определить, какую политику они будут проводить. Исходя из этого, курс будет двигаться в одну или другую сторону. Но считаю, что те параметры курса, которые зафиксированы решением Нацбанка в коридоре 4,95 – 5,20 гривни за доллар, – это оптимальные параметры на 2007 год. Поскольку являюсь сторонником поддержания политики экономического роста, то в данный момент склоняюсь, скорее, к политике постепенной девальвации гривни в указанных пределах на двухлетний период, чем к политике усиления гривни. Колебание гривни от нынешнего предела до 5,20 даст возможность тем производствам, которые будут проходить этап реконструкции и реорганизации в связи с новыми ценами на энергоносители, получить небольшую передышку для привлечения инвестиций, сделать соответствующие капиталовложения и выйти, таким образом, на новые энергосберегающие технологии. В этот период такие предприятия, конечно же, будут нуждаться, по крайней мере, не в ухудшающейся валютной политике. Поэтому я бы не рекомендовал НБУ в сегодняшней ситуации двигаться в сторону курса 4,95. Такое явление может иметь место в случае серьезного притока иностранных инвестиций. В этом случае Нацбанк будет вынужден отвечать на давление иностранной валюты укреплением курса.
Ирина Корелю, «proUA»