Генеральный директор «Philips Украина» Йоост Леефланг рассказал «ДЕЛУ» о том, сложно ли иностранному инвестору вести бизнес в Украине и о тех новинках, которые ждут украинского потребителя....
– Компания Philips уже не первый год работает в Украине. Легко ли вести бизнес в нашей стране?
– В каждой стране мира вести бизнес нелегко, в каждой стране свои проблемы. В одной стране — это огромная конция, в другой — сложная экономическая или политическая ситуация. В каждой из стран мира — своя специфика.
Что касается Украины, то заниматься здесь бизнесом довольно легко. В Украине живут очень образованные люди, они все схватывают на лету, но, несмотря на это, компания Philips вкладывает достаточно ресурсов на обучение и развитие персонала. Так что с так называемым «человеческим фактором» у нас проблем нет.
Что касается экономической ситуации в стране, то я могу заметить, что в последние годы она в Украине изменяется: растет рынок, растет и покупательная способность граждан. Кроме того, важное значение для бизнесменов имеет и политическая ситуация в стране. Должен заметить, что она в Украине стабилизируется. Зарубежные бизнесмены всегда интересовались тем, что здесь происходило, и я не могу сказать, что им это нравилось. Ситуация была нестабильной. Сейчас многое меняется в Украине.
– Что, по вашему мнению, отпугивает инвесторов?
– Как вы понимаете, инвесторы приходят в страну не на три месяца, не на полгода и даже не на год. Зарубежные предприниматели рассчитывают свои инвестиции на два, три, четыре года, а то и больше. Им нужна стабильность как в экономике, так и в политике.
Кроме того, одна из главных проблем в Украине — это бюрократия. Нужно заполнить просто миллион бумаг, взять огромное количество всевозможных справок. Более того, в одной государственной структуре нам говорят делать одно, а по мнению другой, мы должны действовать совершенно по-другому. И это действительно отпугивает инвесторов, мы называем это «перерегулированием».
– Наверное, на пути инвесторов встают еще и слишком высокие налоги?
– Да, вы правы. Налогообложение — это абсолютно нормальная и нужная вещь в любой стране. Но в Украине ты никогда не знаешь, вернут тебе налоги или нет. Я имею в виду возврат НДС экспортерам. И даже если тебе его вернут, то период возврата в Украине очень длительный.
Таким образом, если я как иностранный инвестор построил в Украине завод, продукция которого идет на экспорт, мне никто не гарантирует возврата НДС. Значит, мне приходится вкладывать больше именно своих денег в завод, а это, как вы понимаете, дополнительные траты. Деньги, вложенные в бизнес, должны возвращаться. Если они не возвращаются, то зачем этот бизнес?
– Расскажите поподробнее о бизнесе компании Philips в Украине. Я знаю, у вас есть сборочное производство в Мукачево.
– Да, вы правы, компаниия Philips в Мукачево арендует цех у ОАО « Мукачевский завод «Точприбор», где размещено сборочное производство. Этому бизнесу уже 7 лет: Philips предоставляет оборудование, технологии и управленческий персонал; наш партнер, со своей стороны, обеспечивает нас помещением, персоналом и обеспечивает процесс. Вся продукция этого производства идет на экспорт.
– А что это за продукция?
– Это CD-плееры и музыкальные колонки для автомобилей, а также звуковое оборудование.
– Собираетесь ли вы расширять свое производство в Украине?
– Мы собираемся разместить под Киевом производство по сборке светильников. Продукция предназначена для рынков Украины, России и Румынии. После того как темпы производства будут увеличены, продукция будет экспортироваться в Европу. Последние восемь месяцев мы обучали персонал для этого производства. Дело в том, что в Украине очень высококвалифицированный персонал, но специалистов нужно было ознакомить с новейшими технологиями, которые будут использоваться на этом производстве.
– Какая продукция торговой марки Philips пользуется наибольшим спросом в Украине?
– Это, конечно же, телевизоры, бытовая техника, мобильные телефоны и мониторы. Так, например, рынок компьютерных мониторов в Украине оценивается в $300 млн. Следует отметить, что рынок не стоит на месте, он постоянно растет, примерно на 15% в год. Кроме того, население в Украине очень образовано, и это способствует тому, что те новинки, которые компания Philips представляет, очень быстро находят тут своего покупателя.
– Сейчас, наверное, сложно чем-то удивить потребителя?
– Очень важно, чтобы человеку, кушему первый продукт компании, этот продукт понравился, чтобы он захотел пойти и купить еще один, этой же компании. Сейчас покупатель ищет хороший, высокотехнологичный и качественный продукт, с дизайном, вписывающимся в стиль его жизни, но при этом легкий в использовании: как говорится, «нажал кнопку — все работает».
– Какие новинки от компании ожидают украинского потребителя?
– Не могу сказать, что украинский рынок чем-то отличается от рынков других стран Европы, так что новинки у всех будут одинаковые. Например, цифровая фоторамка, сердечный дефибрилятор, который можно использовать в домашних условиях, и другие. Хотя еще не все товары компании Philips сегодня представлены на украинском рынке, к примеру, кофемашина, которая работает на гранулированном кофе в таблетках, который не поставляется в Украину.
– Расскажите о бизнесе Philips в так называемом непотребительском секторе.
– У нас очень много партнеров и на профессиональном рынке, которые работают с нашими системами освещения. Последний такой проект компании Philips — освещение городского стадиона «Арена-Славутич» в Запоье. Именно на нем «Динамо» (Киев) выало у «Металлурга» (Запоье) 5:0. Освещение стадиона выполнено согласно нормам и требованиям FIFA. Проект разработан сотрудниками компании «Philips Украина» и успешно реализован. Контрольные измерения уровней освещенности стадиона подтвердили соответствие нормам FIFA, что позволяет осуществлять качественную телевизионную трансляцию на должном уровне.
Так же компания Philips принимает участие в разработке и других масштабных проектов, таких как освещение супермаркетов, торгово-развлекательных центров, офисных зданий, производственных помещений и территорий, используя современные технологии по энергосбережению.
Автор: Дарья КОВА, газета "ДЕЛО"