По прогнозам специалистов, через 15-20 лет пассажиры будущего будут летать исключительно на небольших самолетах, легко преодолевающих скорость звука. Такие машины будут способны проделать путь от Москвы до Сочи за 25-30 минут, а долететь до США можно будет за 3-4 часа.
Однако на сегодня такие разработки существуют пока лишь на чертежах инженеров-авиаконструкторов, но кое-какие из них будут способны появиться уже через 6-7 лет. Например, компания Lockheed Martin создает 12-местный самолет, способный развивать скорость до 2 600 километров в час, что практически в 2 раза превышает скорость звука. Стоит заметить, что такие самолеты будут обладать технологией QSST (Quet SuperSonic Travel), позволяющей преодолевать звуковой барьер без какого-либо дискомфорта, характерного для данного явления. По словам представителей Lockheed Martin, стоимость первых образцов будет немалой - около 2,5 миллиардов долларов, однако если модель пойдет в серийное производство, то в будущем купить такие модели смогут и массовые авиакомпании.
Разработка компании Lockheed Martin способна пролетать до 10 000 километров без дозаправки. Первые пассажиры смогут зайти на борт самолета к 2013 году.
"Наш самолет разработан с учетом специфической адинамики, которая на сверхзвуковых скоростях отличается от дозвуковых. Например хвост самолета выполнен в нетипичной V-образцой форме, которая заметно сокращает шум от преодоления звукового барьера", - говорит Фрэнк Капиччино, руководитель компании Skunk Works, входящей в Lockheed Martin.
Другая американская компания Aerion конструирует еще один подобный сверхзвуковой самолет. Модель Aerion SSBJ так же является 12-местным самолетом и так же использует специальный адинамический дизайн, обеспечивающий на 20% более экономичный расход топлива, чем его дозвуковые аналоги. По словам конструкторов из Aerion, крейсерская скорость SSBJ составляет 1 400 км/ч, а высота подъема до 7 000 метров.
Обе компании планируют за 10 лет продать около 300 таких самолетов и, по прогнозам Aerion, к 2015 году стоимость таких машин будет вполне приемлемой - около 80 миллионов долларов.
Российские производители также предлагают свои разработки будущего. Например, концерн "Сухой" занят проектированием машины RRJ, которая хоть и не дотягивает до скорости звука, зато способна пролететь более 15 000 км без дозаправки. Длина самолета составляет около 24 метров, а размах крыльев 28 метров.
Другой российский производитель, компания "Туполев" в будущем предложит самолет Ту-444, способный развивать скорость до 2 125 км/ч. Дальность полета Ту-444 составляет 7 500 километров.
Кроме того, в недалеком будущем пассажирские самолеты будут летать на криогенном топливе.
В условиях ухудшающейся обстановки на нефтяном рынке мировые авиаперевозчики все чаще задумываются об использовании альтернативных видов топлива. В КБ Туполева полагают, что таким топливом станет водород и сжиженный газ.
Жидкий водород имеет ряд свойств, исключительно полезных для использования в качестве авиационного топлива. Это, прежде всего, высокая теплота сгорания, огромный хладоресурс и высокая экологическая чистота. Жидкий водород позволяет существенно улучшить летно-технические характеристики и создать самолеты со скоростями полета более 7200 км/ч.
Уже проведены все необходимые испытания, а также проработана необходимая инфраструктура для перехода некоторых российских самолетов на криогенное топливо. Первыми, скорее всего, могут стать самолеты Ту-334 и Ту-204.
Инф. СyberSecurity