Вопреки ожиданиям страховщиков новый состав парламента унаследовал от предшественников негативное отношение к «автогражданке». Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован очередной законопроект, предлагающий освободить водителей от обязательного страхования ответственности, заменив его добровольным.
Доводы, приводимые автором законопроекта депутатом Николаем Рудьковским в пользу отмены обязательного страхования автовладельцев, новизной не блещут. Они до боли напоминают аргументы, фигурировавшие в аналогичных проектах документов, которые пачками регистрировались в парламенте в прошлом году. Страховщикам в очередной раз припомнили низкий уровень выплат, а также указали, что «принуждение автовладельцев страховать свой автомобиль не характерно для мировой практики». С таким доводом спорить сложно. Но ведь и в Украине водителей заставляют страховать отнюдь не их транспортные средства, а только ответственность. А этот вид страхования уже давно является обязательным требованием практически во всех европейских странах.
Автор документа также не преминул обвинить страховые компании в жадности. «Обязательность этого вида простимулировали именно страховщики, рассчитывая быстро вернуть деньги, потраченные на лоббистские услуги», — говорится в пояснительной записке к документу. Но главным козырем борца за права водителей, конечно же, стало бедственное финансовое положение наших граждан. «При низком уровне доходов населения затраты на страхование гражданской ответственности ложатся тяжким грузом на граждан Украины. С того момента как страховщики добились утверждения Госфинуслуг базового страхового платежа в размере 291 грн. для наиболее популярных автомобилей (с объемом двигателя до 1000 куб. см), размер страхового взноса в несколько раз стал превышать налог с владельцев транспортных средств», — отмечает он. А потому в проекте документа г-н Рудьковский предлагает изъять из действующего закона норму об обязательности «автогражданки», предоставить водителям право покупать полисы по желанию, а ГАИ освободить от обязанности контролировать наличие страховки. Соответствующие изменения должны быть также внесены в законы «О милиции», «О доном движении» и Кодекс об административных правонарушениях.
Уже привычные к таким нападкам страховщики не слишком верят тому, что «автогражданку» действительно отменят. Впрочем, еще меньше они надеются на то, что страхование автоответственности действительно станет обязательным. «Моторное (транспортное) страховое бюро обратилось в Генеральную прокуратуру по факту невыполнения Госавтоинспекцией требований закона о необходимости проверки полисов у водителей. Реакция силовиков оказалась вполне прогнозируемой. Генпрокуратура предложила ГАИ дать объяснения по этому поводу, но и только. На практике же ничего не изменилось», — рассказали «ДС» в МТСБУ. Более того, если в прошлом году гаишники требовали от водителей полисы хотя бы во время прохождения техосмотров, то сейчас они не настаивают даже на этом. Тем временем продажи «автогражданки» постепенно падают. По данным МТСБУ, в первом полугодии объем страховых премий по этому виду сократился на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сами страховщики считают, что если ситуация останется неизменной, то рынок и дальше будет сбавлять обороты. «Либо сегодня закон нужно исполнять в полной мере, либо отменять его, если государство не собирается защищать пострадавших на дорогах. Если «автогражданка» будет в Украине отменена, нас исключат из международной системы «Зеленая карта» и это станет значительным ударом по имиджу Украины в Европе. И, возможно, через некоторое время депутатам придется еще раз принимать этот закон. Но тогда уже всерьез», — прогнозирует президент УАСК «АСКА» Александр Сосис.
Татьяна Письменная, «ДС»