Юлия Тимошенко предлагает унифицировать понятие «акционерное общество».
Юлия Тимошенко не зря проводила время в отпуске. По крайней мере, на второй день «выхода в люди» она внесла в парламент несколько документов. Одним из наиболее интересных, в экономическом плане, является «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины (относительно защиты интересов миноритарных акционеров)».
Документ впечатляет и в случае его принятия может значительно усложнить корпоративные отношения в стране и приведет к новой эпохе войн ФПГ за предприятия. Точнее, олигархи получат оружие нового поколения.
Профильные эксперты, опрошенные «Коммерсантом», уже успели окрестить документ актуальным и важным, таким, который защитит интересы миноритариев. Подобная оценка справедлива, но лишь отчасти. Практическая реализация данного закона, в случае принятия, может значительно отличаться от теории. Остановимся на нескольких механизмах, которые могут использоваться в качестве инструмента давления и оружия в корпоративных войнах.
Юлия Тимошенко предлагает унифицировать понятие «акционерное общество». Согласно предлагаемым изменениям, в Украине не должно быть ОАО, и что самое интересное - ЗАО, а лишь АО. Как результат, акции распространяются путем открытой подписки или продажи на организованном фондовом рынке. Ну а акционеры общества могут отчуждать их без согласия других акционеров и АО. То есть доводится до предела механизм открытости акционерных обществ, где любой гражданин или юридическое лицо может в свободном порядке купить акции любого предприятия, причем так, чтобы об этом сразу не узнали другие акционеры.
Согласитесь, вряд ли этим будут заниматься простые смертные. Акции у миноритариев будут аккумулировать крупные группы, которые заинтересованы в получении контроля над предприятием. Ну а ЗАО перед подобной угрозой будут в массовом порядке переорганизовываться в ООО, что не добавит открытости украинскому бизнесу.
А права миноритариев значительно расширяются. Так, в любой период между общими сборами миноритарные акционеры могут аккумулировать свои голоса для обязательного выкупа акций, проведения внеочередного общего собрания, утверждения контрактов и договоров относительно отчуждения имущества и неимущественных прав на сумму 20% стоимости валовых активов, включения или исключения своих представителей из состава ов наблюдательного совета или ревизионной комиссии, проводить независимый аудит и т.п. И к тому же вносится норма, согласно которой собрание участников считается полномочным, если на нем присутствуют участники, владеющие более 50% голосов, а не 60%, как сегодня.
Однако наивно полагать, что Юлия Тимошенко решила предоставить такой подарок ФПГ, которые имеют интерес, но, увы, не имеют на сегодняшний день возможности, по полутеневым схемам зайти на предприятие. Законопроект предполагает, что с целью защиты собственных интересов миноритарные акционеры могут создавать комитеты, вплоть до Всеукраинского объединения миноритариев, решение которых будет являться обязательным для рассмотрения органов государственной власти, местного самоуправления и органов управления акционерных обществ.
То есть по сути будут создаваться достаточно влиятельные объединения, которые смогут реально и оперативно действовать в корпоративных войнах, защищая интересы «нужных» миноритариев, либо даже принимать в них участие самостоятельно. Такая система в украинских реалиях может превратиться в аналог профсоюзов времен окончания Великой депрессии в США, когда профбоссы контролировались мафиозными группировками. Кто в нынешних условиях заинтересован получить механизм контроля над практически повсеместно провластном крупном бизнесом – очевидно.
Конечно, вряд ли документ пройдет через парламент. Этому не способствует ни нынешний политический вес БЮТ в парламенте, ни заинтересованность основных корпоративных оков. Поэтому законопроект, вероятно, просто пополнит личную коллекцию Юлии Владимировны.
Андрей Сичкарь, proUA