Около 75% государственных услуг ов ЕС достигли уровня двусторонней онлайновой интерактивности, тогда как около ины государственных услуг полностью доступны в Интернете, согласно результатам шестого ежегодного исследования онлайновой доступности государственных услуг стран Европейского Союза, проведенного компанией CapGemini по заказу Европейской Комиссии.
Из 12 590 органов власти ЕС, предоставляющих услуги (включая муниципалитеты), 92% имеют собственные сайты.
75% услуг достигли уровня двусторонней интерактивности, что на 10% выше уровня предыдущего года. Более ины стран превысили уровень двусторонней интерактивности, лишь одна страна (Латвия) находится на этапе, соответствующем односторонней интерактивности.
Десять новых ов ЕС отстают от "старой" Европы всего на 6%, но их показатель уже превышает среднеевропейский уровень 2005 года. При этом, темпы роста новой Европы в три раза превышают темпы старых ов ЕС: 16% против 6%. Как отмечается в исследовании, это означает успешную передачу ноу-хау от старых к новым ам Европейского Союза.
Австрия является европейским лидером по предоставлению онлайновых государственных услуг. Благодаря платформе электронного правительства, успешно введенной в эксплуатацию правительством этой страны, практически все основные государственные услуги являются полностью доступными в Интернете.
За истекший год удивительно быстрый прыжок совершили практически все новые ы ЕС. В результате второе и третье мест заняли Мальта и Эстония. Эстония за год перепрыгнула с восьмого на второе место. По мнению исследователей, основной причиной такого прогресса является внедрение цикла планирования и оценки электронных госуслуг министром экономики и коммуникаций Эдгаром Сависааром.
Стремительный прогресс Мальты с шестнадцатого на второе место произошел благодаря несколько другой политике в сфере электронного правительства. В августе правительство Мальты запустило Wide Area Network, централизовало функции развития электронного правительства, а также ввело ряд инновационных онлай новых услуг.
В целом, по уровню развитости онлайновых услуг европейская десятка стран выглядит следующим образом: Австрия (95%), Мальта (92%), Эстония (90%), Швеция (90%), Норвегия (90%), Великобритания (89%), Словения (87%), Дания (85%), Финляндия (85%), Франция (85%).
По распространенности услуг, полностью доступных в Сети, рейтинг стран ЕС следующий: Австрия (83% госуслуг полностью доступны в Интернет), Эстония (79%), Мальта (75%), Швеция (74%), Норвегия (72%), Великобритания (71%), Франция (65%), Словения (65%), Дания (63%), Финляндия (61%).
Электронные госуслуги для бизнеса по-прежнему остаются более развитыми, чем услуги для граждан. Две трети услуг для бизнеса и лишь треть услуг для граждан уже полностью доступны в Интернете.
Наиболее развитыми в Интернет остаются услуги, связанные с уплатой налогов и взносов в фонды социального страхования (т.н. Income-generating Cluster): уровень их продвинутости достиг 92% для всех ов ЕС, что говорит о том, что они почти полностью доступны в Интернете.
Им значительно уступают услуги, связанные с процедурами регистрации (72%), услуги библиотек, электронные государственные закупки, поиск работы, услуги в сфере здравоохранения (т.н. returns cluster; 71%), а также услуги по выдаче разнообразных разрешений и лицензий (т.н. permits and licenses cluster 61%). Традиционное последнее место этой группы услуг объясняется тем, что, как правило, лицензии и разрешения выдаются местными органами власти, и их повсеместный перевод в электронный формат требует значительных инвестиций.
В исследовании оценивался уровень доступности 20 базовых услуг для граждан (12) и бизнеса (8 услуг) по следюущим критериям. Степень развитости или "продвинутости" услуг оценивалась по четырем уровням:
1. простое предоставление соответствующей информации (25-50%)
2. односторонняя интерактивность (например, доступность форм онлайн) (50-75%)
3. двусторонняя интерактивность (возможность электронной подачи документов, заявок и т.п.) (75-100%)
4. возможность осуществления полного цикла транзакции электронным путем (100%).
Кроме того, услуги оценивались по дополнительной шкале: 1) отсутствие полного онлайнового цикла транзакции, 2) наличие полного цикла транзакции.
Авторы исследования отмечают, что онлайновое предложение государственных услуг, как оно было определено 5-6 лет назад, уже стало доминирующей моделью в Европейском Союзе. Акценты развития электронного правительства в Европе постепенно сместились от «предоставления услуг через Интернет», «уровня использования новых каналов предоставления гражданами и бизнесом» к «воздействию программ в сфере электронного правительства на предоставление лучших услуг клиентам». Поэтому исследование в следующем году будет основываться на новой системе оценки, которая будет включать как традиционные показатели онлайновой доступности услуг, так и введение индекса удовлетворения потребностей пользователей и оценку воздействия электронного правительства на повышение качества услуг.
В конце концов, новая система оценки позволит проводить ежегодный мониторинг нового Плана действий в сфере электронного правительства i2010.
Sixth Web-Based Survey on Electronic Public Services in EU (Full Report)
На сайте Европейского Союза доступны результаты первого, второго, третьего и четвертого исследований.
Инф. Е-Урядник