Стабильность, установившаяся на авторынке, может снова смениться периодом разброда и шатаний. На этот раз под прицелом оказалась вторичка. Парламентское автомобильное лобби продвигает законопроект, который в корне изменит схему начисления транспортного сбора, в результате чего платежи вырастут в десятки раз. Эксперты рассчитывают, что в случае принятия новых правил сегмент б/у техники, занимающий 75% рынка, начнет стремительно сдавать позиции.
Производители хотят реванша
На прошлой неделе в ВР был зарегистрирован законопроект №2082, внесенный народным депутатом, почетным президентом корпорации АИС Дмитрием Святашом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно регистрации транспортных средств)», предполагающий кардинальное изменение схемы начисления транспортного сбора. Если его примут, то обладателям старой техники придется платить в десятки раз больше, чем сейчас. Сегодня транспортный сбор начисляется в зависимости от объема двигателя автомобиля, тогда как г-н Святаш предлагает учитывать еще его возраст. Причем если ставки для новых машин практически не меняются (3–40 грн. за 100 куб. см), то для подержанных предполагается их увеличение в разы. По новым тарифам за каждую сотню «кубиков» объема двигателя для авто до 5 лет нужно будет при первичной регистрации в Украине уплатить 500–1000 грн., а при каждом последующем прохождении техосмотра или перерегистрации — от 25 до 175 грн. Сбор машины 5–8- летнего возраста потянет соответственно 1500–2000 грн. при первой регистрации и 45–225 грн./100 куб. см при каждом техническом осмотре (частные автомобили проходят их раз в два года, принадлежащие юридическим лицам — ежегодно). Техосмотр авто старше 8 лет ударит по кошельку владельца еще более существенно: придется заплатить 75–350 грн./100 куб. см.
То есть, если транспортный сбор с нового авто с объемом двигателя до 1500 куб. см будет составлять 60 грн., то за такую же пятилетнюю машину придется платить уже свыше 500 грн. Модель более почтенного возраста потянет на 1750 грн. Еще более впечатляют суммы, которые придется оставить на границе при ввозе подержанной иномарки: за пятилетнее авто с двигателем 1,5 государству полагается 7,5 тыс. грн., а старенький внедоник может потянуть на 70 тыс. грн. и более.
В пояснительной записке к законопроекту г-н Святаш апеллирует прежде всего к вопросам экологии, сетуя на то, что подержанные авто слишком загрязняют атмосферу. Воздух отечества не спасли даже запрет на ввоз машин старше 8 лет и недавнее введение нормы ЕВРО-2, от которой, кстати, больше всего пострадала именно продукция, предлагаемая компанией Дмитрия Святаша («ВАЗы» с карбюраторными двигателями).
Депутат также обращает внимание на тот факт, что при вступлении Украины в ВТО норму об ограничении возраста импортируемых авто придется отменить. Однако размеры налогов на автолюбителей являются внутренним вопросом, следовательно, могут регулироваться Украиной по своему усмотрению. Так что установление экономического барьера остается единственным способом преградить поток старых автомобилей, которые, как ожидается, могут хлынуть в страну при открытии границ.
Автомобильное кладбище
Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что данный законопроект, скорее всего, будет принят. Тем более что в парламенте нет сил, которым документ был бы откровенно невыгоден. Новые правила начисления транспортного сбора на руку продавцам недорогих отечественных автомобилей, в частности «Укравто» Тариэла Васадзе и «Автоинвестстрою» Дмитрия Святаша. «Они имеют все шансы отвоевать часть рынка у б/у-сегмента, поскольку владеть подержанным авто будет весьма накладно», — поясняет г-н Назаренко. Да и дилеры импортных машин наверняка не станут возражать против новации.
Производители пока не готовы озвучить свои планы экспансии на рынок — комментировать данный вопрос они отказываются. Импортеры же, по мнению Олега Назаренко, вряд ли смогут извлечь из ситуации какую-либо выгоду, так как рассчитывают на более платежеспособного покупателя. Впрочем, г-н Назаренко допускает, что итоговый вариант документа будет смягчен, ведь в нынешнем виде он может спровоцировать «негативные социальные последствия».
Директор ИАЦ Auto-Consulting Олег Омельницкий уверен, что если новые правила вступят в силу, то на дополнительную прибыль могут рассчитывать продавцы всех новых авто. Тем более что развитие кредитных программ уже сейчас позволяет сесть за руль, фактически не имея на руках денег. «Всплеск продаж возможен, в частности, в сегменте новых иномарок до $15 тыс.», — прогнозирует г-н Омельницкий.
В то же время вторичный рынок, по его мнению, ожидают поистине катастрофические последствия. «Поскольку содержать подержанные машины многим станет не по карману, на рынок перепродаж попадет огромное количество старой техники. Как следствие, резко упадут цены. Но даже дешево реализовать такую машину будет сложно, разве что владельцу придется вывезти ее в Грузию, Приднестровье либо страны Средней Азии, где пока не заявляли о намерениях изменить законодательство. Учитывая отсутствие схемы утилизации отслужившей свое техники, многие города могут столкнуться с проблемой, когда брошенными машинами будут захламлены жилые зоны», — считает г-н Омельницкий. По его данным, сегмент техники старше 8 лет занимает 75% всего отечественного автопарка (4,8 млн против 6,4 соответственно).
Заместитель директора столичного авторынка «Центральный» Максим Горгуль поддерживает опасения экспертов, однако катастрофы не предвидит. «Можно прогнозировать, что самые небогатые автолюбители, которые сегодня ездят на стареньких «копейках», вообще будут вынуждены отказаться от «колес». Более платежеспособные предпочтут заплатить сбор раз в год — это все равно дешевле, чем покупать новое авто.
Скорее всего, снизится поток импорта подержанных иномарок: необходимость платить заоблачные суммы при первичной регистрации сделает их неконтоспособными. В результате стоит ожидать удоания бывших в употребления иномарок», — уверен г-н Горгуль.
Людмила Ксенз, «ДС»