Страна, которая не любит своих олигархов, будет вынуждена кормить чужих. Так можно перефразировать известную цитату Наполеона о чужой и своей армиях. Я всегда любила отечественных олигархов. Сначала — на заре их задения в 1996-1998 годах — за то, что не дали окончательно обвалиться традиционным, экспортно-ориентированным отраслям — металлургии и промышленной химии. Экспортировали продукцию, даже возвращали часть валютной выручки в страну — чем способствовали стабилизации украинской гривни. ...
Затем они наладили производственные цепочки внутри страны — уголь-кокс-руда-металл. Правда, замкнув на себе все финансы. Эти процессы происходили и в других отраслях — химической, электроэнергетике, со временем — в машиностроении. Тем самым олигархи не позволили украинским промышленным предприятиям окончательно и бесповоротно завалиться.
Я полюбила олигархов еще больше после того, как вице-премьер по ТЭК Юлия Тимошенко запретила им воровать деньги с энергорынка. Осознав, что экстенсивный рост, как и первичное накопление капитала, — закончилися, олигархи задумались о качестве своих активов. Стали внедрять современные системы менеджмента, начали вытаскивать доллары из оффшорных чулков на модернизацию производства, вкладывать деньги в такие быстрорастущие бизнесы, как ритейл, недвижимость, производство продуктов питания и др. Все это способствовало насыщению рынка товарами, росту занятости и доходов населения, а в итоге — росту экономики и благосостояния населения. Отечественные олигархи хороши тем, что они волей-неволей, но становятся патриотами — здесь их капиталы, здесь их успех, здесь сосредоточены их влияние и власть. Экономики стран, не имеющих отечественных олигархов, полностью зависят от мировой конъюнктуры, или ситуации в той стране, откуда родом капиталы. Например, в нашей стране сейчас простаивают нефтеперерабатывающие заводы, которые принадлежат российским олигархам. Такова конъюнктура рынка — выгодней продавать сырую нефть в Европу, нежели перерабатывать ее на наших старых заводах.
Теперь перед украинскими олигархами стоит не менее масштабная и патриотическая задача — реформировать систему жилищно-коммунального хозяйства. До последнего времени система эта держалась на дешевых энергоресурсах и бюджетных деньгах. Дешевого газа уже нет. Остался бюджет — но правительство Януковича прямо говорит, что расширять финансирование социальных программ не будет.
Первый шаг к реформированию уже сделал самый богатый из олигархов — Ринат Ахметов. Он договаривается с россиянами о поставках газа на свои предприятия, минуя украинское правительство. А это значит, что рано или поздно по такой же схеме пойдут и другие промышленники. Так что те 20 млрд. куб. м газа, которые потребляет наша промышленность, олигархи себе обеспечат сами. В итоге мы получим ту же ситуацию, что в европейских странах. В Германии, также как и в Чехии, — контрактная стоимость газа — это тайна за семью печатями. Компании — потребители газа — напрямую заключают договора с «Газпромом» и оберегают информацию о его цене, как зеницу ока. А на государственном уровне поставки не осуществляются. Дорого для немецкого бюджета использовать российский газ в общественных целях. Граждане этой небедной страны экономят газ — их системы отопления могут работать как на голубом топливе, так и на дровах. А температура в помещениях колеблется в пределах 18 градусов.
Уйти от закупок российского газа на государственном уровне мы бы тоже смогли. В Украине ежегодно добывается порядка 18-20 млрд. куб. м. природного газа. Если этот газ перестать «коррупционно» распределять и начать открыто продавать, то можно было бы еще и заработать денег. В такой чиновничий альтруизм я не верю. Я олигархов люблю и думаю, что они приватизируют (арендуют) вкупе с отечественным газом украинские горводоканалы, теплоцентрали и котельни. Как показывает мировой опыт, при правильном менеджменте этот бизнес ничем не хуже ритейла.
Автор: Галина Панченко (главный редактор), газета "ДЕЛО"