Эскалация насилия на Ближнем Востоке подняла цены на нефть на новые рекордные высоты. Тем не менее, многие эксперты, комментируя влияние очередного подоания на экономику, не видят поводов для беспокойства.
В середине июля цена на нефть выросла на новую рекордную высоту - 78,40 долларов за баррель. Но в отличие от 1973 года, когда первый нефтяной шок вверг многие страны в рецессию, большинство экспертов на этот раз исходят из того, что подоавшая нефть не угает конъюнктуре и экономическому росту.
"Адаптация к таким высоким ценам, разумеется, не пройдет незамеченной для немецкой экономики", - говорит главный экономист инвестиционно-финансовой группы Allianz Михаэль Хайзе. "Но я думаю, что эта адаптация после резкого скачка цен в 2005 году и удоания нынешнего года уже почти преодолена. Для конъюнктуры важно изменение цены на нефть. Если она стабилизируется на уровне 75 долларов, то конъюнктура от этого не пострадает".
Экономические прогнозы не нуждаются в корректурах
Ведущие немецкие экономические институты также не видят повода для беспокойства в связи с повышением цены на нефть и потому не будут снижать свои прогнозы на текущий 2006 год. Уже тогда они исходили из расчета 65 долларов за баррель (159 литров). "Объединение торгово-промышленных палат Германии придерживается своего довольно оптимистичного прогноза экономического роста в два процента на 2006 год. Высокие цены на нефть можно было предсказать уже в начале года, и это отразилось в нашем прогнозе", - говорит Аксель Нитшке, главный экономист DIHK.
Большинство экономических институтов загодя взяли в основу для своих расчетов высокие цены на нефть - из-за огромного спроса на энергию в стремительно развивающихся странах Восточной Азии. Новый рост цен вызван эскалацией насилия на Ближнем Востоке. В Германии некоторые политики предлагают уже открыть доступ к стратегическим нефтяным резервам.
Нефтяные резервы остаются под замком
Преждевременным считают такой ход эксперты. Использовать стратегические запасы нефти в настоящий момент главный экономист Allianz не считает нужным. "Резервы надо использовать тогда, когда начинаются действительно мощные сбои с поставками. Сейчас сбоев нет, и резервов относительно много", - говорит Михаэль Хайзе.
Аксель Нитшке из Объединения торгово-промышленных палат Германии также считает, что время еще не пришло открывать доступ к стратегическим резервам. "Проблема сейчас не в перебоях с поставками, а в том, что рынки опасаются таких перебоев".
Причин столь спокойной реакции на шок роста нефтяных цен несколько. Во-первых, мировая экономика развивается стабильно. Предприятия платят больше за энергию, но благодаря повышенному спросу имеют и высокую прибыль. Во-вторых, "важную роль ает большой товарный ассортимент из стран Азии, например Китая, которые предлагают товары по низким ценам, так что инфляционным тенденциям нет места", - говорит Нитшке.
Немецкая экономика выывает от высоких цен на нефть
Главный экономист Allianz Хайзе добавляет: "Есть еще и другие факторы, как, например, низкие учетные ставки и очень умеренный рост зарплаты, которые способствовали тому, что рост цен на нефть в последние годы полностью не задушил конъюнктуру". Особенно немецкая экономика научилась адекватно реагировать на колебания цен на нефть. Потому что предприятия научились "более экономно производить, чем в 1970-е годы", говорит Нитшке.
Немецкий бизнес даже выывает от роста цен, утверждает Хайзе. Доход нефтедобывающих стран растет, а вместе с ним и спрос на немецкие товары. Так что немецкая экономика выывает за счет роста экспорта. Немецкий экспорт в Россию, например, вырос в прошлом году на 15 процентов, в страны ОПЕК - на все 18.
Рольф Венкель, «Немецкая Волна»
ELCOMART Международная жизнь