От редакции:
Немного отступим от горячих политических баталий, сотрясающих мир. Предлагаем читателю прогуляться по улицам Киева и Баку и найти минимум десять отличий между этими двумя городами. Вот здесь и начинается настоящая политика…
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она», эти строчки из пушкинской поэмы «Евгений Онегин» как нельзя лучше характеризуют нынешнее преступное равнодушие бакинцев, преспокойно наблюдающих за тем, во что превратился их некогда великий город, что сделали с их честью и достоинством дорвавшиеся до власти временщики.
И особенно сильно бросается в глаза все убожество нашего бытия при сравнении с жизнью жителей столиц других стран. К примеру, по сравнению с жизнью киевлян.
Печален будет наш рассказ
Для начала, сравним культурный и социальный облик киевлян и тех, кто живет в Баку. Увы, приходится констатировать, что общий уровень культуры жителей украинской столицы намного выше уровня ающих в Баку людей. Это выражается во всем.
К примеру, Киев значительно более чистый, чем Баку город. А почему? Да потому, что киевляне любят свой город и уважают труд других, в данном случае – уборщиц.
А у нас? Вы только пройдитесь по центральным улицам города – на них лежат тонны мусора! Но это же мы сами выбрасываем пачку ет, бутылку «Фанты», использованную контурную симкарту не в мусорку, а на землю.
А могли бы не сорить, а убрать город. Так, как это делают киевляне. Я не раз видел, как они, по собственному желанию, безо всякого указания, подрезают траву в садике общего двора, подметают мусор. А кто из вас хоть раз занялся этим? Кроме того, городское хозяйство Киева работает многократно более продуктивно, нежели исполнительная власть Баку. Это было видно в день, когда на Киев обрушился продолжающийся целый день ливень. Что у нас происходит в подобные дни? Катастрофа! Ливнестоки переполняет, образуются лужи, движение транспорта парализуется, количество аварий увеличивается.
А что в Киеве? Жизнь идет своим чередом – ливнестоки, регулярно проверяемые и очищаемые, функционируют, транспорт работает нормально, мэрия выводит дополнительные машины, которые разгружают работу общественного транспорта. А все почему? Да потому, что уровень ответственности перед своими гражданами, как и уровень культуры в Киеве куда выше бакинского.
И тут уже не важно, назначают мэра города или выбирают его. Ведь, не будет же мэр города учить граждан правилам посадки в общественный транспорт. А теперь ответьте, вы видели, как заходят в автобус наши граждане? Дружной толпой, отталкивая друг друга локтями. А в Киеве на остановке люди стоят друг за другом в очереди. Это первый пример взаимного уважения. Первый, но далеко не последний.
Там не моют машины в любом понравившемся месте города, тогда как в Баку моют. И это понятно - за мытье машины в неположенном месте в Киеве штраф порядка 300 долларов!
Да что там мытье – парковка машины в неположенном месте заканчивается тем, что авто просто увозят на штрафную стоянку. А что у нас? У нас дошло уже до того, что машины ездят по площади Фонтанов! А уж паркуется кто хочет и как хочет! Почему? Да потому, что нет культуры соблюдения правил парковки, уважения к пешеходам. В Баку во главе угла стоит – он, индивидуум, который считает себя любимого пупом земли. Отсутствие уважения к пешеходам в Баку видно и потому, что в нашем городе напрочь игнорируется правило, согласно которому машины должны останавливаться перед пешеходом, переходящим дорогу по «зебре».
Отдельный разговор и о культуре пешеходов. В Киеве, за две недели свое там пребывания, я не видел не одного случая, когда люди переходили бы улицу на красный свет. Пешеходы там стоят и терпеливо ждут, когда зажжется зеленый свет.
А у нас? Чтобы увидеть, что творится у нас – постойте минут 10 перед остановкой едущих в сторону поселка Баилово автобусов, которая расположена близ метро «Сахиль». Там ежесекундно создается аварийная ситуация, вызванная тем, что пассажиры спешат перебежать улицу в неположенное время и в неположенном месте. Далее. Вы заметили, как ведут себя пассажиры нашего общественного транспорта? Вполне нормальным ныне выглядит попытка очередного умника раздвигать двери находящегося в тоннеле вагона метро, громкое обсуждение внешнего вида сидящего напротив пассажира, на которого указывают руками, громкое прослушивание музыки, наглое приставание к девушкам.
Всего это в Киеве нет! Там считается дурным тоном просто задерживать взгляд на ком-то, в метро все заняты либо чтением газет и книг, либо слушает музыку, но не мешая другим, одев наушники, а приставание в Киеве к девушкам в транспорте и вовсе – нонсенс!
А чего стоят автогонки, устраиваемые нашими водителями общественного, еще раз подчеркиваю ОБЩЕСТВЕННОГО, транспорта. Нет этого в Киеве, граждане, нет! Как нет там глашатаев, выкрикивающих «Баил-Двадцатый - бешюз манат». Там все и сами знают, куда едут, а если не знают – водитель подскажет. Нет в Киеве и кондукторов, которые работают в маленьких, однодверных автобусах. Не слышно там и музыки в салонах автобусов. Зато перед каждой остановкой в метро слышен призыв: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы».
И еще – каждую субботу, воскресенье и в праздничные дни на центральной улице Киеве – Крещатике перекрывают движение автомобилей. Делается это для того, чтобы киевляне могли спокойно отдыхать, прогуливаясь по Майдану Нэзалэжности и широким магистралям о Крещатика. И именно это – наивысшая точка общей культуры нации и его уважения к личности!
Прощай Баку, тебя я не увижу!
Да, приходится констатировать, что общий уровень культуры бакинцев крайне низок.
Это тем более трагично, что еще лет 25-30 назад слово «бакинец» и «высочайшая культура» были синонимами. Это было время, когда улицы Баку омывались с утра машинами, когда домам и дворики строились согласно общему генплану, когда Баку был интернациональным городом, со своим неповторимым обликом. Говоря Баку мы подразумевали взаимное уважение, культуру речи, знание своих прав и обязанностей, любовь к родному городу... В итоге, Баку дал миру целую прослойку людей высочайшей культуры, в числе коих можно назвать Виталия Вульфа, Мстислава Ростроповича, Муслима Магомаева, Кара Караева, Фикрета Амирова, Вагифа Мустафа-заде и др…
Увы, после обретения своей независимости, в Азербайджане началось резкое падение общего уровня культуры. И больше всего это видно на примере Баку. Произошел массовый отток интеллектуальной части бакинцев за рубеж. А вместо них Баку заполонили беженцы и вынужденные переселенцы, не находящие работы в селах жители регионов страны. Их с каждым днем становится все больше и больше. Но ничего хорошего они столице не принесли. Оно и понятно. Ведь, городская культура, будучи более интернационализированной и соответствуя уровню научно-технического прогресса, достигнутого обществом, в меньшей степени выражает архаичные черты национальной культуры, сохранившиеся в деревенском укладе жизни.
К примеру, особое место в памяти бакинцев занимает творчество Касумбека Гаджибабабекова, по проектам которого велось благоустройство различных частей города. Его ученик Кафар Измайлов построил свыше 100 одно- 2х этажных жилых домов, множество лавок, мечеть, баню. Одним из наиболее интересных архитекторов предреволюционного Баку был Зивярбэк Ахмедбеков, ставший в последствии первым главным архитектором города советского периода. В Баку, в начале 20 века, появляются сооружения в стиле «неореннессанса», «неоготики», «необоррокко», «классицизма», «ампир», «модерн».
Увы, вместо всего этого, ныне в Баку царит один стиль - то, что приносит быструю прибыль. От того и возносятся ввысь все новые и новые высотки. Причем, в отличие от Киева, где при строительстве новых зданий, не нарушается общий ансамбль и новостройки возводятся по форме очень близкой к уже стоящему старинному зданию, в Баку уродливые небоскребы либо возводятся на руинах некогда исторических памятников, либо закрывают их своим убожеством.
Все это – результат потребительского отношения дорвавшихся до власти провинциалов к Баку.
Единственной чертой, которая объединяет имеющих власть провинциалов и не имеющих власти – взаимная нелюбовь к бакинцам. Но если у властьимущих провинциалов это выражается в обезображивании города, путем строительства небоскребов, то не облаченные властью гости столицы пытаются самореализоваться посредством навязывания бакинцам своего видения культуры.
Что из этого вышло, мы все видим - массовая мация, усиленный приток сельчан в города сопровождается агрессивным влиянием этой культуры на национальную культуру и духовную жизнь нашего общества в целом.
Кроме того, для недавних сельчан Баку никогда не был Родиной. Да, он был столицей, в которой можно заработать много денег, местом получения образования, красивого времяпровождения, но не Родиной! От того и не беспокоятся они об облике Баку, об имидже бакинцев. Их беспокоит одно - достижение личной выгоды. И в этом – главное отличие жителей украинских провинций переехавших в Киев, от азербайджанских провинциалов, хлынувших в Баку.
Вторым таким отличием является стремление украинских провинциалов перенять все самое лучшее у киевлян – начиная от умения одеваться и разговаривать, кончая заботой о Киеве. У нас же жители сел пытаются навязать бакинцам свои представления о культуре речи, манеры одежды, взгляды на жизнь. А бакинцы молча взирают на все это. И либо также молча доживают свой век, либо «голосуют ногами», покидая свою Родину от этого торжества бескультурия. В любом случае – это признание своего поражения. А коли так, то я предлагаю выбить на въездных воротах Баку табличку с надписью: «Оставьте всякую надежду, вы, входящие сюда». Именно такое изречение, как писал в своей «Божественной комедии» Данте, должно висеть на вратах ада.
А.Гасанов
Day.Az
ELCOMART Международная жизнь