Стратегическая значимость Турции как энергетического коридора для Европы в ближайшее десятилетие будет расти благодаря планам строительства нефте- и газопроводов, говорят аналитики.
Они указывают, что продолжающийся спор между Украиной и Россией вокруг цен на газ открывает хорошие перспективы для Турции как транзитной территории.
Однако стране следует поспешить воспользоваться ситуацией, пока Европа не обратилась к альтернативным маршрутам, в частности, к странам Балтии, советуют эксперты.
В четверг Турция официально введет в эксплуатацию один из них - нефтепровод Баку-Джейхан, который соединит азербайджанские местодения на Каспии с портом на Средиземном море.
Оператором проекта является британская компания BP ; строительство трубопровода обошлось в $3,9 миллиарда.
Это всего лишь один из проектов, которые должны удовлетворить растущий спрос на энергоресурсы в Турции и демонстрирующий интерес Европы, рассматривающей страну как энергетический маршрут между Старым Cветом и богатым ресурсами Каспием.
Европа настойчиво ищет альтернативные пути поставок нефти и газа после того, как конфликт между Москвой и Киевом из-за цен на газ привел к перебоям с поставками «голубого топлива» в Европу по транзитной территории Украины в январе 2006 года.
Среди других возможных планов развития энергетического коридора - строительство нефтепровода Самсун-Джейхан и два российских газопровода, которые должны продлить газопровод «Голубой поток» из России до Израиля.
«Турция получит свою прибыль и приобретет стратегический вес от этих трубопроводов, но больше всех выает Европа», - говорит Фатих Бирол, старший экономист из Международного энергетического агентства (IEA).
«Поскольку Европа отчаянно нуждается в энергетической диверсификации», - добавляет он.
В последние два года Турция привлекает все больше инвесторов, которых привлекает растущий в преддверии возможного присоединения к ЕС рынок, чье расширение подстегнуто началом переговоров о вступлении Турции в ЕС.
Кроме того, Турция является ом НАТО, ая важную роль в обеспечении безопасности в регионе. Её растущая роль в качестве энергетического проводника прибавляет веса стратегическому потенциалу.
Нефтепровод Баку-Джейхан начал работу в конце мая и должен поставлять на мировые рынки до 400.000 баррелей в сутки к концу 2006 года, а к 2008 году - один миллион баррелей в сутки.
Заместитель министра энергетики Турции Сами Демирбилек заявил, что нефтепровод Баку-Джейхан демонстрирует, что Турция является надежным энергетическим маршрутом.
«Вместе с новыми маршрутами, которые пройдут через территорию Турции, этот нефтепровод поможет обеспечить мировую энергетическую безопасность доступным образом», - сказал он.
Джейхан планируется сделать центром нефтяной и газовой промышленности. Турецкая компания Petrol Ofisi, занимающаяся розничной продажей бензина, 34 процента акций которой принадлежит австрийской OMV собирается построить в Джейхане нефтеперерабатывающий завод.
Турция также получает газ по трубопроводу из Ирана, а азербайджанское местодение «Шахдениз» будет поставлять в Турцию природный газ с берегов Каспия уже к концу 2006 года. Весь этот газ будет транспортироваться в Европу.
«Проект «Шахдениз», который заработает к концу 2006 года или к середине 2007 очень важен...в условиях безопасности региональных и мировых поставок», говорит главный координатор Евразийского центра стратегических исследований Некдет Памир.
Анкара также находится в центре проекта Nabucco, газопровода стоимостью в $5,8 миллиарда, по которому газ будет поступать из Центральной Азии в Австрию.
По мнению аналитиков, Турция должна разработать инфраструктуру и соответствующие тарифы для реализации своего потенциала, как энергетического коридора.
«Турция должны установить транзитные тарифы, которые будут одновременно привлекательными для инвесторов и смогут дать средства для организации инфраструктуры трубопроводов», - говорит один из аналитиков энергетического сектора.
«Турция должна ввести в строй трубопроводы уже к 2010 году, чтобы страны-покупатели смогли проверить качество поставок и заключить долгосрочные контракты», - добавляет он.
Д.Дениз, “Day.Az”
ELCOMART Международная жизнь