Завершается 5-летний срок правления перуанского президента Алехандро Толедо. Он был первым за последние 500 лет коренным жителем - индейцем - во главе государства Латинской Америки. В интервью Алехандро Толедо говорит о волне левых лидеров, пришедших к власти в Латинской Америке. В ходе предвыборной кампании в Перу Алехандро Толедо поддерживал центриста Алана Гарсию, а не популиста Ойанту Умалу. Алехандро Толедо на посту президента проводил политику открытой рыночной экономики, к удовольствию МВФ и разочарованию самих перуанцев.
Считаете ли вы что теперь Перу может изменить курс и двигаться в фарватере Боливии и Венесуэлы, а не путем реформ в направлении рыночной экономики?
Алехандро Толедо: Eсли вы не можете совладать с численностью людей, живущих в нищете, нищета может подорвать демократию. Более того, если вы не можете значительно уменьшить число бедняков, то вы создаете питательную среду для популизма, который легко овладевает умами людей, но не на долгий срок. Популизм - это скоротечный праздник, превращающийся в похороны.
И оплачивать расходы на его погребение приходится беднейшим гражданам. Дело в том, что нам необходим стабильный экономический рост, как образ жизни, а не как конечная цель. И тогда мы сможем использовать преимущества стабильного экономического роста для изменения социальной структуры нашего континента, для борьбы с бедностью!
Вы только что сказали, что за все всегда расплачиваются простые люди. А не настал ли момент заставить платить иностранных инвесторов, а не нищих граждан?
Алехандро Толедо: Вы не победите нищету, раздавая беднякам рыбу. Eдинственный путь - обучить их рыболовству. Экономический рост, как инструмент преобразования наших стран, необходим Латинской Америке. Но для экономического роста нужны частные внутренние и внешние инвестиции.
Для того, чтобы привлечь инвесторов необходимы ясные правила ы и такие условия, как экономическая стабильность, политическая стабильность, юридическая стабильность. Деньги любят тишину, они притекают туда, где есть благоприятный климат для инвестиций. Мы состязаемся за деньги на международном рынке инвестиций. Без инвестиций нет роста, без роста нет занятости, без занятости нет дохода, без доходов не с кого собрать налоги.
Несмотря на верное понимание проблем и выбранного направления на рыночную экономику, перуанцы недовольны вами. Почему?
Алехандро Толедо: Да, я достиг очень низкого уровня популярности в 10-11%. Потому что я решил управлять экономикой ответственно. Я сеятель. А это значит, что нужно заплатить за семена, за удобрения, за воду.
И пить трудное время до сбора уая. Я оплатил счета, и знаете, только что получил новость из Перу - я вновь набрал 54% популярности, в 4 раза больше, чем месяц назад. Я не говорю, что это триумф, я говорю, что это достойный итог. Наш регион не может позволить себе легкомысленной власти, это слишком расточительно.
Нам сейчас необходима жертвенность ради будущего. Мы больше не можем смотреть на оружающий мир сквозь щелку приоткрытой двери. Eсли у вас есть нефть, благодарите Господа за щедрость. А если нефти нет, торгуйте тем, что у вас есть. В случае с Перу это продукция сельского хозяйства, туризм. При правильном подходе в этих секторах можно создать новые рабочие места и получать прибыль.
Похоже на то, что скоро начнется переговорный процесс между Eвросоюзом и странами Андского пакта. Не кажется ли вам, что вначале странам Андского пакта надо решить ряд политических проблем?
Алехандро Толедо: Империя Инков, Боливар, Сан Мартин были факторами интеграции и они сыграли более важную роль, чем нынешние президенты. Я уйду в забвение, и Эво Моралес уйдет, и Уго Чавес. Но идея интеграции осанется. Для этого мы и собрались в Вене. Я стал в Латинской Америке первым за 500 лет президентом местного, индейского происхождения.
Это означает огромную ответственность. Я думаю, мы сократили разделяющие нас дистанции, думаю, что наши экономики дополняют друг-друга. Мы ищем новые рынки, мы хотим поставлять на столы испанцев и европейцев нашу спаржу, манго и грейпфруты, авокадо и лимоны, перец. И да, мы готовы ввозить продукцию, выпущенную а Eвропейском союзе.
"Euronews"