О новой политической картографии Украины и принципиально новых геоэкономических возможностях Причерноморья, Крыма и Севастополя в интервью "Новому Региону" рассказал политолог Владимир Лупаций.
Принято считать, что любые выборы на Украине - это выбор между востоком и западом. Вы предлагаете решить вопрос перпендикулярно и развернуть страну на юг. Почему?
После парламентских выборов изменилась традиционная политическая картография Украины. Всегда считалось, что идет борьба между двумя непримиримыми, якобы цивилизационно противоположными, регионами: юго-востоком и западом. А вся остальная Украина выполняет роль политической прокладки.
На самом деле, если на первом этапе после провозглашения независимости это еще имело какой-то смысл, потому что происходило идеологическое структурирование политического пространства, то в дальнейшем это был просто политический миф, а сейчас это технологическая страшилка и спекуляция. Всегда нам показывали картинку, как распределился электорат - две Украины.
На этих выборах - совершенно другая картинка. Мы увидели как минимум три Украины. За "Нашу Украину" проголосовали три области на западе. За Януковича подавляющее большинство в Донецке, Луганске, существенно он прирастил голоса в Харьковской и Запоской областях. Но возникла третья зона - большая централ ьная континентальная Украина. Впервые за 14 лет мы имеем дело с новой политико-экономической реальностью, которая себя политически манифестировала. Больше говорить о том, что есть две Украины некорректно. Появилось что-то новое.
Центральная Украина отдала голоса БЮТ и Партии Регионов. Может это случайность, следствие разочарования в итогах революции, который центр поддержал в 2004-м?
Это не случайный сегмент, а устойчивая политэкономическая реальность, потому что и Донбасс, и Западная Украина более адаптированы к сегодняшней ситуации. Донбасс имеет возможность пользоваться избыточным доходом от экспорта, который все равно сохраняется. Население Западной Украины адаптируется за счет праничной торговли и возможности выезда на заработки.
Центральную Украину не устраивает действующая модель экономики, где вся ставка сделана на экспорт и совершенно не развивается внутренний рынок. Эта модель экономики не предполагает развитие гражданского общества и местного самоуправления. А отсутствие этих структур для центральной Украины - это лишение ее возможности использовать пусть небольшие местные ресурсы. Поэтому это политикоэкономическая реальность будет развиваться и усиливаться.
Она будет экспансировать свои точки зрения на юг и на юго-восток. Потому что уже сейчас есть переходный пояс, который состоит из Днепропетровской, Херсонской, Николаевской и, в общем-то, уже и Одесской областей. При этом большой центр и Причерноморье они комплементарны друг другу. Поэтому в связи с изменившейся политической картографией Украины и с учетом меняющейся геоэкономической ситуации вокруг Украины политическое руководство Украины будет поворачиваться лицом к большому югу. В данном случае я говорю о причерноморских областях Украины и Крыме. В этом контексте по-другому выглядят перспективы для Крыма и Севастополя.
В Севастополе выборы тоже продемонстрировали некую новую реальность?
В Севастополе как всегда особая ситуация. К сожалению, вся политическая кампания была слишком политизирована и идеологизирована. Основная повестка дня сводилась к геополитической проблематике. Обсуждались не проблемы и перспективы развития города, не поиск новых возможностей, а проблематика 10-15-летней давности: Черноморский флот, 2017 год как дата окончания аренды и вопрос НАТО.
Я думаю, что независимо от того, какие политические силы пришли к власти и получили контрольный пакет в городском совете (поскольку вопрос исполнительной власти в Севастополе более сложен), все-таки будет возврат к более адекватной повестке.
Что имеется ввиду?
На первом месте должна стоять не проблема Черноморского флота, потому что как минимум он стоит до 2017 года, а вопрос Севастополя и перспектив его развития. Поскольку люди, которые профессионально занимаются городом и обеспокоены перспективами его развития, прекрасно знают, что город давно перерос базу. Это произошло еще в середине 80-х годов.
И уже тогда предпринимались попытки искусственно ограничить рост города, поскольку возникали диспропорции между заложенной инфраструктурой, которая диктовалась интересами базы, и более мощным развитием города. Соответственно на втором месте у нас стоит не 2017 год, который еще весьма далекая перспектива, а 2007 год. В 2007 году произойдут важные события в причерноморском регионе: расширение Евросоюза за счет вступления в него Болгарии и Румынии.
Это будет означать, что ЕС как крупнейший геоэкономический ок, обладающий мощной гравитацией, превращается в причерноморскую державу. Более того, впервые возможно с о времени падения Константинополя происходит восстановление средиземноморско-черноморсокой зоны как единой зоны экономического сотрудничества. И возникает вопрос о создании причерноморского еврорегиона по типу недавно созданного еврорегиона Адриатика.
Как эти события отразятся на Украине?
Все эти сдвиги непосредственно касаются причерноморских областей Украины, Крыма и Севастополя, который является одним из мощных портов и транспортно-коммуникационных центров. Или думать о том, как воспользоваться новыми возможностями, или подарить эти возможности нашим ближайшим соседям, например, Турции. Этот вопрос, к сожалению, оставался до сих пор на периферии политических дискуссий в Севастополе.
Если двигаться в этой геоэкономической логике, то ключевая проблема - это взаимодействие не по линии Украина-НАТО, а по линии Украина-Евросоюз. Необходимо ставить вопрос о том, что с расширением Евросоюза на юго-восток должен быть артикулирован южный вектор евроинтеграционной стратегии страны. В рамках такой стратегии приоритетная роль будет принадлежать причерноморских областям, Крыму и Севастополю.
Они имеют перспективу стать новыми точками роста, которыми не сможет стать не супериндустриализированный Донбасс с устаревшими промышленными активами, ни Западная Украина - аграрный регион. В отличие от этих двух крайностей структура экономики южных областей и Крыма выглядит более сбалансированной.
Кто должен артикулировать новую стратегию?
Это не есть проблема отдельной области. Для того, чтобы Крым мог включить свои активы и потенциал адекватно и на выгодных условиях он должен иметь некую государственную крышу. Включаться напрямую тоже возможно, но тогда Крым сможет получить только функцию субподрядчика в каких-то глобальных проектах. Когда он включится как часть Украины, эти условия могут быть более выгодными.
Есть ли понимание этой проблематики в регионе и в Киеве?
Этой проблематикой занимаются областные администрации, поскольку они объективно включены в черноморское экономическое сотрудничество и во всю систему отношений по развитию межрегионального сотрудничества между местными властями. К сожалению, до последнего времени Украина оставалась в плену антиномии восток-запад.
Но я думаю, что сейчас ситуация объективно будет меняться, и она развернет руководство Украины на юг. Период политической нестабильности, связанный с президентской кампанией и парламентскими выборами, затормозил осознание новых реальностей.
Какова будет роль Севастополя в новых реалиях?
Развитие южного вектора евроинтеграционной стратегии создает новые возможности для Севастополя. От его экономической интернационализации, включения его в новые интеграционные проекты в регионе очень многое зависит. Та мифология и те представления о себе, которые воспроизводятся в Севастополе, закрывают новые возможности для руководства города.
Севастополь во многом бы выал, если бы попытался позиционировать себя в качестве ключевого ока во всей зоне причерноморских областей и Крыма. Для этого нужно перестать воспринимать себя как точку, а посмотреть на себя как на некую ось. Как минимум Севастополь-Киев.
Эта невидимая ось сохранялась на протяжении столетий. Достаточно вспомнить, что по этой оси происходило движение христианства на земли восточных славян. Под ее развитие была сформирована группа экспертов в Киеве, которая вместе с партнерами из Севастополя учредила общественную организацию "Севастопольский ".
Каковы цели этой организации?
Миссия проекта "Севастопольский " - развитие интенсивных коммуникаций и общественного диалога по оси Севастополь - Киев. Основные измерения работы севастопольского а это развитие города как интеллектуальной коммуникативной площадки, превращение Севастополя в место встречи и неформального диалога между представителями политического класса, топ-мэнеджерами, интеллектуалами, деятелями культуры, людьми, которым небезразлична судьба Украины.
Следующая цель - сфокусировать внимание украинской общественности на проблемах развития города-региона, города, судьба и история которого, связаны с интенсивными межцивилизационными взаимодействиями и перипетиями. выступит как инструмент актуализации и визуализации оси Киев-Севастополь.
Каким образом вы собираетесь эту ось визуализировать?
Есть идея провести фото-выставку. Мы ее уже обсуждаем со своими партнерами в Севастополе. Она визуализирует невидимые духовные связи, которые сохраняются между Севастополем и Киевом. Это города-герои. С Софии Киевской на нас смотря лики православных святых, которые были наиболее почитаемы еще в Херсонесе. Существует целая серия параллелей, некая сакральная первичная связь.
Вы предлагаете забыть о том, что за Севастополем укрепилось название города русских моряков?
Севастополь как место, свободное от столичной административной бюрократической и партийной номенклатурной монополии позволяет открыто обсудить состояние украино-российских отношений, интенсифицировать общественный экспертный диалог, направленный на поиск новых перспективных комплементарных моделей украино-российских отношений.
Я думаю, что, оставаясь базой флота, Севастополь может превратиться в крупный город, где будут проводиться международные ы, где будут обсуждаться проблемы развития всего Причерноморья, где будут устанавливаться мосты, а не строиться барьеры, где будет разворачиваться межцивилизационный диалог.
Таким образом, Севастополь вернет себе неофициальный статус южной столицы Украины. Потому что Ялта, где делается акцент на сферу развлечений, не та точка, где могут обсуждаться серьезные вопросы развития Украины и международного сотрудничества. Аура Севастополя более благоприятна для прорывных проектов. Когда мы посмотрим на Севастополь не просто как на рекреационный центр, а на центр проведения международных ов, то мы увидим, что это позиционирование создает совершенно новые экономические возможности.
Реализация такого типа миссии предполагает наращивание и модернизацию инфраструктуры города и привлечение инвесторов из-за пределов Севастополя. Это может радикально поменять стратегию развития города, поскольку она будет направлена не на самостоятельное решение, а на общенациональный проект. Она будет финансироваться не только за счет городских источников, но и за счет государственного бюджета Украины.
Необходимо будет разворачивать офисную инфраструктуру, современный конференц-сервис для того чтобы провести серьезное международное мероприятие с участием глав государств или правительств всего региона. Где эта точка будет находиться: в Одессе, Херсоне, Симферополе, Севастополе или вообще за пределами Украины? Возникает реальная конция.
Для Севастополя это не просто новая культурная, это новая геоэкономическая стратегия, которая позволяет совершить прорыв в развитии города. Ориентация просто на сохранение статуса-кво возможна. Но это будет обеспечение задач функционирования города , но не развития. Не говоря уже о некоем прорыве. Политики независимо от их цвета должны попытаться вывести город из ситуации, когда он является заложником некой большой геополитической ы, разборок между Киевом, Москвой и еще какими-то центрами.
"Новый Регион2"