Нынешние парламентские выборы уже сейчас стали самой дорогостоящей избирательной кампанией в истории Украины, считают эксперты Коалиции общественных организаций Украины "Свобода выбора".
Такие результаты были получены в рамках проекта "Общественный мониторинг финансирования парламентских выборов 2006 года", который состоятся при поддержке Национального демократического института и фонда "Демократические институты и практики" посольства Канады в Украине.
"Уже сейчас можно утверждать, что эти выборы - самые дорогие в истории Украины", - сообщила руководитель направления "Политическая реклама" Анна Яровая на пресс-конференции в четверг в Киеве, отметив, что на сегодняшний день только на одну рекламу, согласно официальным источникам, украинские партии и блоки потратили более 182 млн. грн.
Первое место по количеству потраченных на рекламу денег занимает Партия регионов (34,4 млн. грн.), второе место - Народный блок Литвина (30,5 млн. грн.), третье место - "Наша Украина" (24,8 млн. грн.). Четвертое место заняла Партия экологического спасения "Эко + 25%" (23,9 млн. грн.), пятое место - партия "Вече" (13,8 млн. грн.).
Во вторую пятерку попали: блок "Пора-ПРП", который потратил 6,9 млн. грн., Соцпартия Украины - 6,7 млн. грн., политическая партия "Европейская столица" - 6,4 млн. грн., Гражданский актив Киева - 4,5 млн. грн. и Оппозиционный блок "Не Так!" - 4,5 млн. грн.
Блок Юлии Тимошенко и Коммунистическая партия Украины вошли только во вторую десятку: БЮТ занял 12 место (2,6 млн. грн.), а Компартия - 16 место (2,3 млн. грн.) Всего в данный рейтинг попали 46 партий и блоков, участвующих в выборах всех уровней, о которых экспертам проекта удалось найти точную информацию.
По видам масс-медиа, затраты партий на рекламу в целом разделились следующим образом: на телерекламу всеми политсилами в общей сложности было потрачено 115,4 млн. грн., на внешнюю рекламу, что, по словам А.Яровой, является отличительной особенностью нынешней компании, - 56,3 млн. грн., на радиорекламу - 8,7 млн. грн. и на рекламу в прессе - 1,8 млн. грн.
Отвечая на вопросы журналистов Яровая отметила, что в 2002 году общая стоимость рекламы всех партий и блоков составляла 41 млн. грн., а стоимость одного голоса избирателя - от 70 коп. до 7 грн.
В 2004 году общие расходы всех партий на рекламу во время президентских выборов составили 42 млн. грн., а стоимость одного голоса колебалась в разных случаях от 1 грн. до 226 грн. На выборах 2006 года, как ожидается, стоимость одного голоса избирателя составит от 50 до 60 грн. в среднем.
Руководитель направления "Экспертный анализ расходов партий на избирательную кампанию" Игорь Марков отметил, что, исходя из неофициальных данных, эксперты называют размер общих затрат партий и блоков в сумме около $516,4 млн.. В частности, по оценкам экспертов, рейтинг затрат возглавили Партия регионов ($89,2 млн.), блок "Наша Украина" ($79,8 млн.), БЮТ ($63 млн.), Народный блок Литвина ($54,7 млн.) и Соцпартия ($28,2 млн.).
И.Марков пояснил, что в данные расходы были включены экспертные оценки аренды помещений под штабы этих партий, стоимость движимого имущества, траты на связь, оплату труда сотрудников штабов, агитаторов, ов избирательных комиссий и наблюдателей. Он сообщил, что в конечных данных мониторинга, которые планируется опубликовать на следующей неделе, в эти цифры также будут включены затраты на социальные проекты, социальную помощь, благотворительные акции, подкуп избирателей и провокации.
"Rupor"