Партия регионов, БЮТ и «Наша Украина» потратят на выборы в среднем по $120 млн., уверены эксперты. Дое всего обойдутся мандаты депутатов Верховной Рады (от $1-2 млн. за шт.) и советов городов-миллионников (от $100 тыс.). Наиболее изворотливые народные избранники смогут «отбить» вложенные средства в кратчайшие сроки. Ведь прикрытое неприкосновенностью депутатство дает неограниченные возможности для ведения бизнеса. В том числе и политического.
Так, стоимость «коммерческих» услуг депутатов ВР колеблется от $5 тыс. до $500 тыс. Сейчас «прайсы» пересматриваются в сторону удоания. Ведь после вступления в силу политреформы парламент получил более широкие полномочия.
Требование об отмене неприкосновенности, с апреля вводящейся и для депутатов местных уровней,— беспроышный предвыборный месседж. Ведь, по данным фонда «Демократические инициативы», более 80% украинцев считают «иммунизированных» депутатов и чиновников высшего звена наиболее коррумпированным слоем общества. Посему эту популистскую тему сейчас не эксплуатируют разве что «синие», представители которых вдоволь натерпелись за последний год и ищут защиты от «политических преследований».
БЮТ и «Народная оппозиция» Наталии Витренко построили на этом требовании рекламные кампании. УНП (блок Костенко-Плюща) — инициирует референдум по отмене неприкосновенности. А «Наша Украина» начала собирать подписи в поддержку изменений в соответствующую статью Конституции. К несчастью, ревностное желание отдельных представителей политического бомонда восстановить равенство всех граждан перед законом никак не корреспондируется с реальными действиями этих политических сил. Так, на минувшей неделе Рада отказалась включить в повестку дня ряд законопроектов об отмене иммунитета депутатов местных советов.
По словам спикера Владимира Литвина, даже если бы это произошло, ни один из них не был бы принят, потому что политические силы «не заинтересованы в этом».
Отмена иммунитета не выгодна ни ведущим бойкую торговлю продавцам мандатов (это существенно снижает «рыночную стоимость»), ни их покупателям. Последним полномочия и иммунитет зачастую нужны для защиты от уголовных преследований. Крупный скандал по поводу «укрывательства в списках» лиц, объявленных в международный розыск, пока разразился только по поводу экс-начальников УМВД Львовской и Закарпатской областей Олега Сало и Василия Варцабы, которых обнаружили среди кандидатов в ВР от блока «Народная оппозиция».
По словам министра внутренних дел Юрия Луценко, кроме них «в списках других политических сил нет людей, находящихся в розыске, но есть люди, представляющие оперативный интерес для милиции». Их фамилии вот уже месяц обещает назвать главный милиционер, ведомство которого, по просьбе ЦИК, проводит проверку кандидатов.
Но, видно, не так просто «перешерстить» 7,7 тыс. человек, баллотирующихся в Раду. А между тем, на повестке дня — «криминалистическая экспертиза» еще нескольких десятков тысяч претендентов на мандаты депутатов местных советов. Справедливости ради, отметим, что, по данным фонда «Деминициативы», наличие в партийных списках людей с уголовным прошлым волнует только… 9% избирателей.
Впрочем, депутатский мандат, помимо неприкосновенности и возможности решения собственных бизнес-вопросов, дарит еще много приятного. Взять хотя бы официальные доходы украинского парламентария. Средняя депутатская зарплата — 4,5-5 тыс. грн. Кроме нее народные избранники ежегодно получают 10 тыс. грн. на оздоровление, 3 тыс. грн. — на оплату телефонных разговоров, 60 тыс. грн. — на исполнение должностных обязанностей, 66 тыс. грн. — на содержание помощников-консультантов, а также служебный автомобиль — в пользование, квартиру и дачный участок — в собственность.
К слову, «жилищные» — $50-100 тыс. — депутаты могут получить деньгами. И не стесняются. Берут. Даже миллионеры, которых в нынешнем составе ВР около трехсот. От квартиры и компенсации за нее отказался лишь один (!) — почетный предправления ММК им. Ильича Владимир Бойко.
Однако суммарный официальный доход парламентариев — ничто по сравнению со стоимостью коммерческих услуг, оказываемых представителями депкорпуса. По словам директора Martin group Тараса Березовца, голос в поддержку, к примеру, льгот для того или иного предприятия в среднем стоит от $5 тыс. А вот при голосовании за политреформу эта сумма достигала $500 тыс.
По словам эксперта, поддержка кандидатуры премьера «стоит» от $20 до 100 тыс., депутатский запрос — от $50 тыс., представление проблемы в КМ с последующим принятием правительственного решения по этому поводу — от $30 до 50 тыс., организация доклада президенту — от $100 тыс. «Меж тем, нужно учитывать, что далеко не все голоса, запросы и доклады «платные». Их заинтересованная сторона докупает по мере необходимости»,— уточнил г-н Березовец. По его словам, оборотистый депутат текущего, пятого, созыва окупил мандат года за полтора-два. Однако с увеличением полномочий парламента срок возврата денег сократится,— считает политолог.
Даже несмотря на то что в этом году мандаты существенно подоали. По словам эксперта, ПР, БЮТ и «НУ» потратят на избирательную кампанию в ВР и местные советы по $120 млн. каждая ($150 млн. стоила вся избирательная кампания 2002 г.). Более ины этой суммы «съест» ТВ и «наружка».
В свете «рекламных цен» (1 сек. в прайм-тайм на 1+1 — ок. $200, билборд на месяц — от $600) рассказы руководителя штаба «НУ» Романа Безсмертного о том, что на выборы блок потратит 150 млн. грн., вызывают лишь ироническую улыбку. Равно как и признание экс-секретаря СНБО Петра Порошенко о том, что он пожертвовал на кампанию «НУ» более 1млн. грн.
Ведь, по подсчетам Комитета избирателей Украины, каждый «вэвский» мандат обойдется в среднем от одного (партиям и блокам) до пятнадцати миллионов долларов (отдельным покупателям). По словам г-на Березовца, депутат горсовета «стоит» не менее $300-700 тыс. Но это — в городе с населением от 250 тыс. человек. Мандат же депутата столичного парламента стоит на уровне парламентского — от $1 до 10 млн.
"Экономические известия"