Не успел затихнуть скандал с покупкой дорогого автомобиля руководителем «Нефтегаза» Алексеем Ивченко как на том же попался нынешний премьер-министр Украины Юрий Ехануров. На обеспечение его быстрой езды было решено потратить из государственного бюджета 3,3 млн. гривен, что составляет около 500 тысяч долларов.
В свое оправдание Ехануров заявил, что это автомобиль скорее не для него, а для следующего премьера, но, тем не менее, предпочел и сам напоследок своей премьерской карьеры немного на нем покататься. 16 мая Mercedes Benz S600L W220 B6/B7 уже вез тело нашего высокопоставленного чиновника.
Стоимость автомобиля и его спецификация вызвали у журналистов и общества множество вопросов, которые можно свести к следующему. Имеет ли право государственный чиновник использовать деньги в таком объеме на обеспечение своего собственного комфорта.
Конечно, нам далеко до просвещенной Европы, где министры ездят на работу на велосипеде, или, по крайней мере, на отечественном автомобиле. В бывшем Советском Союзе не допускали, чтобы руководители ездили на дорогущих зарубежных автомобилях – иметь свой собственный, отечественный было делом чести.
Мы уже почти отвыкли от часовых пробок, вызванных перекрытием дороги для беспрепятственного проезда руководителей страны, но вот остальные привилегии, которыми они пользуются, вызывают огромные сомнения.
Падение социалистического строя было во многом вызвано той пропастью, которая была в возможностях обычных граждан и тех, кто рангом повыше. Каждая последующая карьерная ступенька в чиновничьей пирамиде означала доступ к следующей закрытой кормушке и привилегиям.
Похоже, что в Украине остается во многом аналогичная ситуация. Депутаты получают бесплатные квартиры, чиновники лечатся в спецполиклиниках, отдыхают в спецсанаториях и многое другое. И конечно одна из самых больших привилегий - служебный автомобиль. Интересно, действительно ли влияет на качество работы премьера Еханурова цена машины на которой он ездит – от этого ему дышится легче, мысли идут поглубже? Сомневаюсь что это так. Конечно, никто не предполагает, что премьер будет ездить на автомобиле, который может развалиться по дороге или с трудом набирает скорость в 100 км. как например «Таврия Славута». Но ведь есть и промежуточные варианты. Предыдущий автомобиль премьера наездил всего 163 тыс. км, и вполне мог «добегать» до конца премьериады.
А всякие спецраспределители, спецбольницы и спецавтомобили могут существовать лишь тогда, когда общий уровень товаров и услуг в стране настолько низок, что нормальное качество можно получить лишь по спецзаказу. Вот и приходим мы к мысли что премьерам, прежде всего, необходимо работать над повышением уровня социального благополучия в стране, ее развития и вот тогда у нас будут и отечественные автомобили представительского класса.
Хотя между тем ситуация поднимает еще целый ряд важных и актуальных вопросов.
Во-первых, как это было и в «случае» с Ивченко, дорогостоящая покупка была осуществлена фактически накануне отставки с поста – главы «Нефтегаза» и премьера. Покупка такой дорогой автомашины предполагает высокий процент заработка, который получает компания автотрейдер. При этом ясно, что те кто «пробили» данную закупку получат существенный посреднический процент, как это и бывает. Кто заработал в Хозяйственно-финансовом департаменте Секретариата Кабмина?
Во-вторых, накануне различных отставок люди – друзья, родственники и кумовья, которые пришли работать вместе со своим высокопоставленным шефом, любят организовывать всяческие масштабные ремонты и закупки на которых можно неплохо заработать. Чаще всего эти проекты имеют вполне обоснованную мотивацию и негласно поддерживаются и подписываются к исполнению самим шефом, который сквозь пальцы смотрит на эту своеобразную премию своего окружения. Вопрос в том, что еще срочно закупают в Кабмине?
В-третьих, имеет ли право человек, который возглавляет государственную компанию использовать ее ресурсы лишь по своему усмотрению и в какого рода вознаграждении он нуждается. Это ситуация Ивченко, который вполне искренне считал, что он как руководитель «Нефтегаза» обязан ездить на «Мерседесе» последней модели. В его оправдание можно сказать, что предыдущие главы НАК тоже не на «запоцах» ездили, но у тех хоть были неплохие финансовые показатели. Впрочем, жизнь покажет, как нам реформировать государство. А вот с честными или ,хотя бы, профессиональными чиновниками - это утопия!