Народный депутат Украины, один из лидеров БЮТ Александр Турчинов в интервью корреспонденту ForUm'a рассказал о проблемах принятия закона об оппозиции, изложил свое видение ситуации с отставкой «оранжевых» министров, а также рассказал о дружбе с Юлией Тимошенко.
- Александр Валентинович! Прокомментируйте, пожалуйста, недовольство Президента тем фактом, что в Украине на сегодняшний день фактически нет оппозиции?
- Я так понимаю, что Президент говорил о промедлении с принятием закона об оппозиции. Оппозиция есть, и она реально действует. Думаю, что ни у кого не возникает сомнений, что БЮТ - это и есть тот реальный отряд оппозиционных сил, который рано или поздно победит тех, кто именует себя «антикризисниками», но при этом создает кризисы. Другое дело, что статус оппозиции сегодня, безусловно, не определен именно потому, что антикризисная коалиция игнорирует необходимость принятия закона об оппозиции. Мы считаем, что закон об оппозиции должен приниматься вместе с законом о Кабинете Министров, потому что для наших оппонентов оппозиция хороша, когда она находится где-то за колючей проволокой. Что же касается цивилизованных отношений, когда оппозиция контролирует власть, имея для этого все необходимые механизмы, то их (антикризисную коалицию - ред..) это не устраивает.
- Участники рабочей группы, которая работает над законом об оппозиции пришли к выводу, что рассмотрение этого законопроекта откладывается, поскольку БЮТ не участвует в работе над этим законом? Вы действительно не работаете над этим документом? Почему?
- Это ложь. Мы постоянно принимаем участие в этой работе, и наши представители присутствуют на заседаниях рабочей группы. Но проблема в том, что представители фракции «Регионов» в рабочей группе не имеют права голоса в принятии ответственных решений. Они отсылают нас к своим руководителям, а Мороз и Янукович демонстративно игнорируют эту тему. То есть фактически нам предложили статистов, которые не могут самостоятельно принимать решения. Извините, но когда в десятый раз приходишь на заседание а ситуация повторяется, как дежавю, то просто жаль времени. Поэтому мы считаем, что для того, чтобы поставить точку в этом вопросе, надо провести совещание при участии Президента, премьер-министра, председателя ВРУ и лидера оппозиции. Только в этом случае можно выйти на принятие решения.
- Прокомментируйте, пожалуйста, недавнее назначение новых министров - культуры и юстиции.
- Это было больше похоже на фарс, потому что по процедуре, прежде чем голосовать за назначение министров, депутаты должны ознакомиться с их личными делами, выслушать их и задать все необходимые вопросы и лишь после этого принимать решение. Смешно то, что только после голосования нам раздали личные дела новых министров. Похоже, что на память о том, что эти министры получили должности. В то же время мы не услышали информации о том, какую политическую силу они представляют. Кто несет за них ответственность? Это министры-коммунисты, или социалисты, или они «регионалы»? А может это квота «Нашей Украины»? Мы так не услышали объяснения, почему из пяти министров, которые по квоте «Нашей Украины» находятся в правительстве, уволили только двоих. Так кого же тогда представляют оставшиеся в правительстве Павленко, Луценко и Поляченко? Возможно, они сменяли свою политическую ориентацию и фактически находятся в оппозиции к «Нашей Украине», оставаясь в правительстве Януковича? Ни премьер-министр Украины, ни председатель Верховной Рады не смогли нам дать ответ. Следовательно теперь кадровые вопросы в Украине решаются не в соответствии с Конституцией и законами, а согласно кулуарным подковерным договоренностям.
- Таким образом, закон о Кабинете министров, который предусматривает процедуру увольнения и назначения министров, должен быть принят до увольнения оставшихся оранжевых министров? Вы считаете, что это может быть сделано?
- Могу вам сказать, что это вещи не связанные между собой. На сегодняшний день достаточно механизмов и без закона о Кабмине для регулирования кадровых вопросов: В Конституции, заложены прямые нормы действий относительно назначения и увольнения министров парламентом. Закон о Кабинете министров должен быть принят для решения других вопросов. Он нужен для того, чтобы увязать функции и взаимоотношения Кабинета министров с другими ветвями власти, с правящей коалицией, которая формирует правительство, с оппозицией, которая ему оппонирует.
- После принятия парламентом отставки Романа Зварыча и Игоря Лихового, лидер фракции «Наша Украина» довольно однозначно заявил о том, что НУ не намерена больше возобновлять переговоры о возможности расширения антикризисной коалиции. Предпринимает ли Наша Украина какие-то шаги для объединения с БЮТ?
- Мы уже устали ждать, пока у них появится настроение для объединения с нами. Мы ждали в сентябре, октябре, так и год закончится. Нашим коллегам необходимо иметь определенную позицию независимо от того будет новый этап съезда НСНУ, или нет, и эту позицию надо демонстрировать уже сегодня. Чтобы не терять времени мы налаживаем нормальные отношения с отдельными депутатами из «Нашей Украины», с политическими партиями, которые входят в этот блок. Поэтому я не исключаю, что предложим им принять самостоятельное решение о вхождении в парламентскую оппозицию. Хотя, конечно, нам хотелось бы эти документы об объединении подписали все депутаты фракции «Наша Украина».
- Скажите, пожалуйста, Юлия Владимировна Тимошенко является авторитарным лидером?
- Нет. Она пример волевого, но при этом демократичного лидера. Ее волевые качества наши оппоненты пытаются называть авторитарными, но это ошибка и дезинформация. Я могу сказать, что на наших совещаниях и совместных заседаниях, будь то политсовет, или же заседание фракции, более толерантной позиции, чем Юлия Тимошенко, никто не занимает. Скорее, более жесткую позицию занимаю я. Те, кто работает у нас и имеет возможность присутствовать на подобных мероприятиях, могут вам подтвердить, что более демократического лидера чем Тимошенко, но, безусловно, с мощными волевыми качествами, трудно найти.
- Поддерживаются ли дружеские отношения между Тимошенко и рядовыми БЮТовцами
- Конечно.
- У вас принято устраивать совместные мероприятия для отдыха?
- Вы знаете, у нас сейчас очень большая фракция. Если в прошлом созыве она составляла около 20 человек, то мы конечно ни один день дения не пропускали, и старались праздновать вместе. А сейчас, если отмечать все эти события, то нам пришлось бы праздновать ежедневно, ведь 129 человек – это многовато. В то же время, мы стараемся праздновать серьезные юбилеи. Например, недавно все наша фракция собралась на празднование 70-летия Ярослава Федорчука. Конечно, у нас не только официальные, но и обычные человеческие отношения. И это нормально.
- Вы, наверное, очень занятой политик. Семья страдает от этого?
- К сожалению, семья страдает. И сын, и жена, безусловно, хотели бы, чтобы мы виделись чаще. Иногда неделя проходит так, что я ухожу - они еще спят, а прихожу - они уже спят. В то же время могу сказать, что мы живем очень дружно и нам не надо никакого дополнительного повода или праздника, чтобы собраться всем вместе.
Анна Писаренко
«ForUm»