Директор Центра информации и документации НАТО в Украине Мишель Дюрэ рассказал «ДЕЛУ» о том, что настоящая антинатовская сила — не Ринат Ахметов и Виктор Янукович, а Наталья Витренко....
– Господин Дюрэ, какие главные приоритеты вашей работы в Украине?
– Вам известно, что существует недостаток информации касательно европейской безопасности и евроатлантической интеграции Украины. В любой стране, которая стремится стать ом НАТО, должен быть общественный консенсус — мы с НАТО или нет. Людям нужна информация об альянсе.
Конечным продуктом нашего сотрудничества будет информированность общественности и на Востоке, и на Юге, и вообще во всей Украине. Мы готовы ответить на любые вопросы. Но процессы интеграции исходят из внутренних процессов. Это в ваших интересах. Все новые ы НАТО интегрировались сами. НАТО — это не организация, которая диктует кому-то свои интересы.
– Как вы оцениваете негативную позицию касательно НАТО со стороны некоторых официальных лиц Украины?
– Я думаю, что они выражают свое мнение достаточно честно. Но это также свидетельствует о недостаточной информированности. Конечно, существует много вопросов, и мы здесь, чтобы ответить на эти вопросы. Я считаю, что это честно, когда люди говорят: у нас есть непонимание, не хватает информации, и у нас есть вопросы.
Мне всегда приятно общаться с осведомленными людьми, у которых есть веские аргументы против НАТО. Но есть и те, кто практически ничего не знает об альянсе, но все равно против. Это совершенно иной случай.
– Как вы оцениваете развитие отношений Украина-НАТО за последний год? Ситуация изменилась кардинально, или это процесс, который должен идти постепенно?
– Я работаю в вашей стране почти пять лет и видел, как менялась информационная кампания в Украине касательно НАТО. Это был своеобразный процесс эволюции. На сегодняшний день поднялась волна заинтересованности со стороны народа. Мне кажется, что это здорово. И мы не начинали ее. Это естественная украинская тенденция.
С нашей стороны ничего не изменилось. Мы продолжаем работать в рамках «интенсифицированного диалога», развиваем военное и политическое сотрудничество с Украиной. Для нас Украина остается стратегическим партнером. Ничего не изменилось.
В прессе много писалось о том, что после выступления вашего премьер-министра в Брюсселе все изменилось, все будет по-другому. Тогда я лично принимал участие в заседании совместной комиссии НАТО. И то, что тогда сказал премьер Янукович, совершенно нормально. Он подтвердил, что будет проводиться информационная кампания по осведомлению людей, и будет продолжаться конкретное сотрудничество с альянсом. Украина и в дальнейшем будет принимать участие в военных операциях совместно с НАТО. Надо показать преимущества такого сотрудничества, и мы стараемся делать это уже на протяжении пяти лет. Вместе мы подтвердили, что Украина продолжает быть стратегическим партнером, что наши двери реально открыты и что все зависит от украинского народа, который сам определит свое будущее.
– Является ли решающим влияние России?
– Конечно, мы должны учитывать фактор России. Это важно. НАТО желает, чтобы между Украиной и Россией были отличные отношения. Ведь они являются фактором стабильности в Европе. И по-другому быть не может.
Украина — очень важный партнер, Россия — очень важный партнер. И поэтому было бы ошибкой возвратиться к политике противостояния. Задание вашей страны — найти баланс между двумя полюсами.
– Многие противники вступления Украины в НАТО говорят о конкретных экономических потерях в перспективе будущего ства. Какова цена вопроса?
– Мы действительно не хотим агитировать людей за вступление в НАТО. Что касается экономики — безусловно, некоторые реформы являются составляющей процесса. И мы хотим показать людям, что они от этого только выают. Экономика Украины не только улучшит благосостояние, но также станет катализатором демократических процессов. Напомню, что 40% сегодняшних ов НАТО — это страны бывшего коммунистического блока. А со следующим расширением эта доля может возрасти. Ведь кроме самого НАТО, вам нужны развитая экономика и демократия.
– А нужна ли Украина самому Северо-Атлантическому альянсу? Я имею в виду то, что со стороны НАТО существуют некоторые опасения...
– Дело в том, что сама структура НАТО все равно меняется, и очень сильно. Кроме того, мы являемся открытой организацией и имеем представление о последствиях будущего расширения. Мы приблизительно знаем, кто станет ом НАТО в ближайшие 20 лет. Не забывайте также, что мы живем в постоянно изменяющемся мире.
В конце концов, решение о вступлении или невступлении Украины в НАТО остается выбором самих людей. Если вы не хотите вступать, то остаетесь стратегическим партнером и извлекаете из такого статуса все имеющиеся преимущества. Если вы хотите снизить собственные расходы на безопасность и получить полноценные гарантии безопасности со стороны стран альянса, то вы должны быть ом НАТО.
– Возможен ли в случае с Украиной некий «ьный» вариант ства в НАТО, что-то среднее между расширенным сотрудничеством и формальным ством?
– Вы женитесь или не женитесь? Выбор должен быть сделан. Так же и в нашем случае. Чтобы вступить и получить все преимущества, надо сделать выбор.
– Как отразится на отношениях с НАТО борьба за власть в Украине между президентом и Кабмином?
– Все зависит от того, будет ли существовать политический консенсус. Если его не будет, вступление Украины никогда не случится.
В вашей стране консенсус существует, но его еще не провозгласили. Партия регионов не выступает против НАТО. Возможно, на местном уровне люди против, но господин Янукович и господин Ахметов не имеют ничего против. Настоящие антинатовские силы — это Витренко, например.
– А коммунисты?
– С ними у нас получился хороший диалог. Господин Крючков был председателем парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, и мы наладили хорошие личные и профессиональные связи.
Диалог с различными политическими силами является чрезвычайно важным. И Центр информации и документации НАТО в Киеве планирует провести в ноябре «круглые столы» с каждой политической партией. Мы будем с глазу на глаз говорить с регионалами, с социалистами, с «Нашей Украиной», с коммунистами, с Блоком Юлии Тимошенко. Мы будем учитывать в будущем их позиции по конкретным вопросам. Нам нужен такой диалог.
– Убеждение политических элит — это часть вашей новой информационной стратегии?
– Наши информационные методы должны измениться. Мы живем в новом мире. Многое должно измениться. Способствовать разнообразным публикациям — это, возможно, не лучший подход. Давать объективную информацию через телевидение — это то, что мы также стараемся делать. В последнее время наш Центр много работает через неправительственные организации. Кроме того, мы не убеждаем, а информируем. Вы должны понимать, что сами партии попросили нас организовать такую встречу.
– Что вы можете сказать о референдуме касательно ства в НАТО, который был закреплен в коалиционном соглашении и Универсале национального единства?
– Политический аспект вступления Украины в НАТО предусматривает ратификацию базового договора с ее стороны. А проведение референдума, подтверждающего ратификацию, — это сугубо внутренне дело Украины. Хочу подчеркнуть, что парламенты всех стран-ов альянса также должны проголосовать за вступление вашего государства. Но негативный исход референдума не является проблемой. Решение должно быть принято с помощью демократических процедур и институций. Это важно знать.
– Что вы можете сказать своим оппонентам в украинской политике?
– Является ли НАТО нелегальным в Украине? Нет. Мы действуем совершенно законно согласно Конституции Украины и заключенным международным соглашениям. Старается ли НАТО расколоть Украину? Нет. Утверждать это — ошибочно. Использовать НАТО в качестве внутреннего политического инструмента — означает политизировать вопрос безопасности. Делить Украину — не наше задание, потому что это относится к другой эпохе, другой эре, другим временам. Мы должны понимать, что живем в XXI веке. НАТО против юго-восточной Украины? Нет. Нам приятно работать здесь, и мы понимаем существующие проблемы. Около 60% населения хочет получить больше информации. Это не агитация, а дискуссия, общение.
И я выскажу свое личное мнение. В Украине есть люди, которые выступают против существования Центра информации и документации НАТО. Если они боятся голой правды, им необходимо ое воспитание. Я считаю, что такое образование необходимо.
Вы должны знать правду, а не слушать людей, которые продолжают жить теорией заговора. Вы можете объединить страну с помощью новых героев, с помощью новой идентичности. Я не думаю, что это можно сделать с помощью внешней угрозы. Мы живем в такое время, когда такую угрозу представляет не государство и не организация, а терроризм, нестабильность и плохая экология.
– Вернемся к будущему расширению НАТО. Существует ли предел для роста?
– Да. Мы принимаем только ов ОБСЕ. Это и есть предел. Поэтому Израиль, Иордания или Тунис никогда не будут ами альянса. Только европейские страны плюс, конечно, США. Надо понимать, что НАТО является на сегодняшний день организацией, которая не очень активно ищет новых ов, но всегда держит свою дверь открытой.
Роман Ницович
«ДЕЛО»