На постсоветских литературных просторах его называют в пятерке самых известных и продаваемых авторов фантастики. Общий тираж его книг уже давно перевалил за 20 миллионов, а ему все неймется – и вот, уже в следующем году он обещает предстать в новой роли – актерской. Готовится экранизация его бестселлера «Смерш-2» (общий тираж которого уже перевалил за два миллиона), где Головачев сыграет одну из ролей. А пока съемки не начались, писатель корпит над новым фантастическим шедевром. Работает Головачев везде: в поезде, в гостинице и даже на отдыхе. С шариковой ручкой в руке я и застала писателя в гостиничном номере.
– Вы все свои романы пишете от руки?
– Да, если под рукой нет компьютера. Но написанное потом все равно переношу в машину. Просто не могу сидеть без дела, особенно, когда я с головой «в романе». Хочется скорее написать продолжение. Я ведь живу в том мире, о котором пишу.
– А выходные, отпуск у вас бывают?
– Бывают иногда. После каждого написанного романа устраиваю себе месяц психологической разгрузки. В это время могу писать рассказы, готовить материал для следующего романа. Не могу просто лежать на диване. Даже когда с семьей выбираемся на острова, будь то Кипр или Крит, набираю с собой работы. Правда, этим летом вот не получилось никуда выбраться.
У меня готовится глобальный проект, так что я весь в нем.
– Нелегко, наверное, вашей супруге жить с человеком, который большую часть времени проводит в своих фантастических мирах?
– А какой жене легко со своим мужем? А уж с таким, как я, и подавно! У меня хватает недостатков. К примеру, я собираю книги. Пожалуй, это мой главный недостаток. Жена все время опасается, что у нас дома рухнет пол – у меня книгами забиты все щели. Да и квартира, а она у меня немаленькая, больше походит на библиотеку. В этом деле я фанат. Ну и потом – еще люблю в картишки поать.
– А достоинства-то имеются?
– Конечно! Я не ленивый. Правда, на кухне не люблю возиться. Хотя в молодости все готовил: и супы, и борщи. А грибы какие я делаю – объедение! Без лишней скромности скажу, я их готовлю, как никто. Рецепт мне как-то мой друг-грибник рассказал.
– Так вы ко всему еще и грибник?
– О, еще какой! Сейчас, правда, реже в лес выбираюсь. У меня грибы прямо на даче растут. По четыре-пять уаев маслят собираем. А в прошлом году появились подберезовики, в этом – обнаружили еще и подосиновики. Но я люблю по лесу побродить. Я же деревенский человек. Родился на окраине маленького городка.
– Вы сказали, что у вас огромная библиотека. Какие-то конкретные книги собираете?
– Фантастику, конечно же. Причем не всю подряд. У меня четко ограниченный период: с начала прошлого века и до 1993–1994 годов. Когда распался Союз, прилавки книжных магазинов захлестнул поток литературы. Лучшее выплеснулось за три-четыре года, а потом пошла серятина. Сейчас в книжных магазинах горы макулатуры. Поэтому современную фантастику собирать просто невозможно. Но из фантастики прошлых лет я еще не все собрал – для полной коллекции не хватает около 350 книг. Но мне не столько важен результат, сколько процесс.
– Вы ный человек...
– Да. И что? Мне это ничуть не мешает в жизни!
– Какую книгу из своего собрания считаете самой ценной?
– Если подходить творчески и коммерчески одновременно, то это Евангелие 1673 года. Книга написана от руки, в переплете из воловьей кожи. Очень горжусь этим экспонатом. Кстати, подарил мне ее губернатор Харьковской области Арсен Аваков.
– Вы всю свою библиотеку перечитали?
– Нет, конечно. Это невозможно. У меня больше 6000 книг. А по статистике, за всю жизнь человек может прочитать до трех тысяч томов. Наверное, эту норму я уже выполнил. Сейчас читаю в основном специализированную литературу, которая нужна для работы. Могу пролистать некоторые вещи Саши Громова или Дивова. У Вохи Васильева есть неплохие произведения, которые написаны не на потребу читательского вкуса, с множеством драк, крови, а для думающего человека.
– А свои книги перечитываете?
– Да я их вовсе не читаю! Разве что, когда пишу цикл, приходится перечитывать первые тома, чтобы восстановить в памяти, о чем писал.
– Рука не тянется что-то исправить, переписать?
– Нет. Править можно до бесконечности, но это бессмысленно. Когда книгу напечатали – она уже родилась и ушла. Зачем что-то переделывать? Сочувствую редакторам издательств. Ведь им нужно из кучи навоза – а пишут сейчас все, кому не лень, и что попало – найти рациональное зерно. А его очень тяжело отыскать. Сейчас в основном сочиняют сказки, потому что выдумать мир легче, чем описать реальный. Научная фантастика вовсе канула в прошлое. Никто не хочет работать с наукой – это тяжело.
– Василий Васильевич, а существует сегодня цензура в фантастике?
– Цензура в литературе была и есть. Раньше у каждого издательства были свои прикормленные рецензенты, и, если ты не был другом, к примеру, издателя, очень тяжело было пробиться. Сейчас стало проще. На доработку тексты не отдают, и с ними никто не работает. Если материал более-менее годится для печати, его сразу издают. Именно поэтому выпускается так много мусора.
– У вас не возникало желания какой-нибудь из романов экранизировать?
– Да я бы все экранизировал! В следующем году выйдет фильм по моему роману – «Смерш-2». Снимать будем в Москве, в студии Егора Кончаловского. Сыграют в нем Игорь Петренко, Саша Балуев и даже я, но в какой роли, пока не скажу – тайна.
– Василий Васильевич, вы же по образованию инженер. Частенько приходится применять в фантастике свои инженерные знания?
– Инженер по разработке радиоэлектронной аппаратуры – это моя первая специальность. В свое время я работал в Днепропетровске в отделе конструирования спецаппаратуры. У меня даже есть три собственных изобретения. Помню, тогда получил за них 50 рублей. Но самое прискорбное, что я не могу в своих романах написать, чем раньше занимался. Меня больше увлекают звезды, а не радиоприемники. Даже о любимом виде спорта – волейболе – в романах редко вспоминаю. Есть только один рассказ «Волейбол 3000» – он обо мне. Там герой из-за травмы не может ать, но он попадает в будущее, где его вылечили, и он стал сражаться за сборную Земли.
– Часто ваши фантастические идеи становятся реальностью?
– Почти всегда. У меня даже квартира – из фантастического мира. В ней нет прямых углов, я сам принимал участие в разработке дизайна. Ведь в душе я еще и художник, рисую так, для себя. Когда-то еще мечтал о внучке, это мне казалось нереальным. Сейчас моей внучке уже 14 лет. Фантастика!
Марина ОСИЙЧУК
Справочная «Газеты...»:
Василий Головачев – автор более 40 книг, из них – около 30 романов, полутора десятка повестей, около 30 рассказов. Родился 21 июня 1948 года в г. Жуковка Брянской области. В 1972 году закончил Рязанский радиотехнический институт по специальности «инженер-конструктор радиоэлектронной аппаратуры». С 1983 года – в рядах Союза писателей. С 1994-го – живет и трудится в Москве (самые популярные книги – «Смерш», «Дерево времени», «По ту сторону огня», «Укрощение зверя», «Преодоление невозможного»). В 2002 году на ежегодной конференции «Роскон» назван «Лучшим фантастом года». Увлекается волейболом и живописью. Женат, есть двое детей и внучка.
pk