Верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике в области безопасности Хавьер Солана:«Меня не может не беспокоить происходящее у вас… Но все условия для продолжения демократического развития в Украине все же существуют!»
Хавьера Солану вполне можно считать героем оранжевой революции — напомним, что и его усилия в рамках круглого стола в те холодные дни ноября — декабря 2004 года привели к мирному развитию событий. Судьба Украины никогда не была безразлична испанцу — ни во времена, когда доктор наук и специалист по химии был министром испанского правительства (по культуре, науке и образованию, по иностранным делам соответственно), ни когда один из самых влиятельных чиновников вначале НАТО, а затем Евросоюза непосредственно общался с высшими руководителями нашего государства. Мало кто помнит, что Солана был ярым антинатовцем, писал на сей счет брошюры и даже стал предметом нападков американских сенаторов: они воспротивились восшествию Соланы на пост генсека НАТО в 1995 году, поскольку считали его «марксистом и другом Кастро»… Все это в прошлом. Ныне Хавьер Солана выступает в роли едва ли не главного евроинтегратора. Свои взгляды он изложил в эксклюзивном интервью журналистам «Известий в Украине».
Накануне саммита в Хельсинки Украина — ЕС вы высказывались в том смысле, что прежде чем говорить о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, наша страна должна вступить в ВТО. Можно ли говорить, что это — последнее условие для либерализации экономических отношений между Евросоюзом и Украиной?
Европейский Союз намерен предложить Украине широкое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле. Оно является частью Соглашения по углубленному сотрудничеству между Евросоюзом и Украиной. Его рамки будут значительно шире, чем обычное Соглашение о свободной торговле, поскольку предполагают введение в наши отношения важных элементов экономической интеграции. Характерной чертой является то, что переговоры по новому расширенному соглашению могут начаться еще до того, как Украина присоединится к ВТО, тогда как для обеспечения функционирования зоны свободной торговли необходимо присоединение Украины к Всемирной торговой организации.
Это требование ни в коей мере не следует расценивать как попытку давления на Украину. Наоборот, всеобъемлющее соглашение о свободной торговле позволит поднять отношения между Украиной и Европейским Союзом на качественно иной уровень, чему должно предшествовать создание необходимых условий. В связи с этим хотел бы с удовольствием отметить стремление Президента Виктора Ющенко не затягивать процесс присоединения Украины к ВТО.
Во многих отношениях положения, которые содержатся в планах сотрудничества Украины и ЕС, Украины и НАТО, совпадают. Можно ли полагать, что ство в НАТО станет для нашей страны своеобразным пропуском в Евросоюз?
ство в Европейском Союзе и НАТО имеют ряд отличий, поэтому я бы не стал связывать эти процессы.
Чем, с вашей точки зрения, будет отличаться готовящийся в настоящее время новый план действий Украина — ЕС, если на саммите в Хельсинки говорилось об углубленном партнерстве?
В настоящее время пока ведется подготовка мандата для этих переговоров. Поэтому позвольте ограничиться лишь одним положением: документ предусматривает всеобъемлющее соглашение, отражающее все аспекты наших отношений. Помимо свободной торговли, речь будет идти о внешней политике и сотрудничестве в области безопасности. Цель этого соглашения — максимальное сближение Украины и Европейского Союза. По своей природе предполагается, что соглашение будет эволюционным, однако предусматривающим достаточно пространства для дальнейшего углубления нашего партнерства.
Согласно опросам общественного мнения, большинство жителей Европейского Союза считают Украину более готовой к ству в ЕС, чем, например, Турцию. В то же время Украине предлагают только принцип широкого соседства. Насколько весомо общественное мнение при формировании стратегии ЕС в отношении стран-соседей?
Правительства государств, представленных в Европейской комиссии, вырабатывают свои позиции вполне демократически. Естественно, общественное мнение ает в этом важную роль…
Существуют планы, что Европейский Союз может стать коллективным ом Совета Европы к 2010 году. При этом все ы Евросоюза давно являются ами СЕ. Чем вызвана такая инициатива — политическими или экономическими причинами?
Мне известно о существовании подобного предложения, однако, как мне кажется, до окончательного решения этого вопроса еще далеко. С законодательной точки зрения это очень сложный процесс.
Брюссель неоднократно заявлял, что расширение Евросоюза после присоединения Румынии и Болгарии будет приостановлено до принятия Конституции. Исключаете ли вы, что в новом тексте документа может появиться норма, запрещающая дальнейшее расширение?
В настоящее время мы заняты разработкой дальнейшей стратегии расширения Европейского Союза. Этот вопрос будет одним из стержневых в планах работы Европейской комиссии в декабре. Естественно, что любое расширение в будущем предполагает, что и страны — ы ЕС, и страны-кандидаты были к этому готовы. Поэтому любая страна, желающая присоединиться к Евросоюзу, должна приложить немало усилий для четкого выполнение критериев, предполагающих ство.
Многие годы существует проект продолжения нефтепровода «Одесса —Броды» до Плоцка или даже Гданьска. Стороны неоднократно выражали свою заинтересованность в нем, однако на практике произошло немного изменений. Что, по-вашему, является основной причиной этому — экономика или политика?
Мне известно о вновь возобновившемся обсуждении вопроса продолжения строительства трубопровода. Совершенно ясно, что в конечном итоге это должно быть экономически обоснованное решение, в основу которого будет положен анализ перспективных потребностей. Общеизвестным является то, что Европейский Союз стремится к диверсификации источников энергии.
В течение длительного времени и в разных статусах вы наблюдали за политическими процессами в европейских государствах. Можно ли провести определенные аналогии между происходящим в Украине и имевшим место в какой-то стране Европейского Союза. В чем, по-вашему, кроется основная причина политической нестабильности в Украине — несовершенство законодательного поля или наличие вокруг страны мощных силовых полей?
Сравнивать переходные периоды, конечно же, допустимо. Ваши читатели наверняка знают, что и моя страна — Испания, прошла через полосу радикальных реформ. Процесс преобразований был начат примерно 30 лет назад и проходил постепенно. Но в то же время нельзя не признать, что каждая переходная система имеет свои особенности, поэтому сложно говорить о каких-то универсальных шаблонах. Что касается нынешней ситуации в Украине, меня не могут не беспокоить определенные процессы, происходящие у вас, но я уверен, что все структурные условия для продолжения демократического развития и консолидации демократии в Украине все же существуют. Нужна только политическая воля для дальнейшего продвижения по этому пути. Для этого Украине необходимо стабильное правительство и сильная, конструктивная оппозиция, которая бы квалифицированно «присматривала» за действиями правительства, выдвигая при этом альтернативные предложения. В рамках такой системы, можно и нужно устранять недостатки в законодательстве. Украина пока еще молодая демократия. Для ее созревания потребуется еще много работы и времени.
Владимир Кацман, Анатолий Михайлов, «Известия в Украине»
«proUA»