О состоянии, перспективах и проблемах украино-российских отношений «Грани плюс» побеседовали с известным российским политологом, президентом фонда «Единство во имя России», президентом фонда «Политика», доктором исторических наук Вячеславом Никоновым.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние российско-украинских отношений?
— Очевидно, что российско-украинские отношения находятся в процессе «разморозки».
Был период, когда эти отношения были сведены к минимуму, после «оранжевой» революции и последовавших за ней событий. Сейчас повестка дня становится более насыщенной, возобновился диалог на уровне МИД, других государственных структур. В принципе, мы возвращаемся к нормальному положению, потому что, по моему глубочайшему убеждению, у России нет более важных двусторонних отношений, чем с Украиной. И подозреваю, что для Украины также более важных отношений не существует. Посему, в целом наблюдается коллективная динамика.
— Какова роль правительства Виктора Януковича в этом «ренессансе» украино-российских отношений?
— Роль, безусловно, есть.
Причем эту роль ает не столько само правительство, сколько результаты выборов, которые это правительство и привели к власти. Кроме того, эти выборы показали, что украинский народ совсем не так уж настроен на конфронтацию с Россией. Именно потому те политические силы, которые выступали за укрепление взаимодействия между нашими странами, получили достаточно серьезную поддержку населения, что отразило определенную расстановку сил в Украине.
Что касается российской стороны, то, само собой разумеется, что гораздо проще иметь дело с теми политическими силами, которые выступают за развитие отношений, нежели с теми, кто выступает против них. И с этой точки зрения я могу утвердительно ответить на ваш вопрос. Украинское правительство в том составе, в котором оно сейчас существует, действительно сыграло свою позитивную роль в налаживании отношений. Хотя, не будем забывать, что правительство внешнюю политику не вполне контролирует, так как это является президентской сферой.
— Наши страны вышли на финишную прямую в переговорах по ВТО. Какой вам видится оптимальная модель взаимоотношений России и Украины на этом этапе? Как вы относитесь к идее синхронизации этого процесса?
— У меня сложилось такое впечатление, что в Украине вопросу ВТО уделяется гораздо больше внимания, чем в России. Ваша страна очень внимательно следит за этим процессом. В России же сложилось довольно скептическое отношение к самой этой организации. В этом вопросе нет никакой гонки, никто не считает, что России надо чем-то серьезным пожертвовать ради вступления в ВТО. Поскольку выгоды от ства если и существуют, то незначительные, особенно для стран со значительными финансовыми возможностями. Кстати сказать, на данном этапе я бы не назвал хорошими шансы России на вступление в эту организацию. Я уверен, что Россия не находится впереди Украины в этом процессе, несмотря на документы, подписанные США и Россией на днях в Ханое.
Ибо эти документы должны быть ратифицированы Конгрессом США, который не особо расположен одобрять вообще что-либо, связанное с Россией. Тогда как любые шаги, направленные на развитие отношений с Украиной, там приветствуются гораздо больше. Кроме того, есть такая немаловажная мелочь, как необходимость возобновления переговоров с Молдовой и Грузией по этому вопросу, которые могут продолжаться достаточно долго.
Что касается схемы отношений и конкретно синхронизации, то это очень важно. Ведь если какая-то из сторон первая вступит в ВТО, то другая должна будет возобновить с ней переговоры. И на этом пути может возникнуть очень много разочарований, трудностей, проблем, это лишний повод для создания новой напряженности в отношениях. Поэтому я вообще бы хотел, чтобы Украина и Россия вступили в ВТО в один день, если бы это было возможно. Однако, учитывая, кто будет принимать решение, я прогнозирую, что выйдет так, что одна из стран вступит раньше. Чтобы возникло новое поле для разногласий, ибо, к сожалению, далеко не все в этом мире хотят существования хороших отношений между нашими странами.
— Насколько соответствуют действительности слухи о кончине СНГ?
— СНГ — это организация «зонтичного» типа, под эгидой которой действует множество других организаций. Поэтому уверен, что СНГ будет существовать и в дальнейшем, и с ее помощью будут развиваться новые интеграционные группировки. Наиболее перспективным на сегодняшний день мне представляется проект ЕврАзЭс, в котором Украина, к слову, участия не принимает. В масштабах этого проекта можно выйти на зону свободной торговли и на таможенный союз, что было бы достаточно интересно. Украина на таможенный союз идти не хочет, прежде всего, потому, что в случае его заключения, по словам официального Брюсселя, у вашей страны не будет шансов даже на проведение переговоров по вступлению в ЕС. К слову, на мой взгляд, они тоже ни к чему конкретному для Украины не приведут, но это уже вопрос внешнеполитического выбора.
Богдан Буткевич
«Грани Плюс»