Генеральный секретарь делегации Нидерландов во фракции социалистов Европарламента Камил Хаманс, 56 лет, разочарован тем, что происходило после революции.
Как оцениваете украинский парламентаризм?
— В мире есть две основные модели деятельности парламентов. Первая — американско-британская, когда победители после выборов забирают себе все: должности, полномочия. Вторая — скандинавская, когда стороны находят компромиссный вариант. Так и у нас, в Нидерландах.
В Верховной Раде что-то среднее. Прослеживается демократия. Но депутатам еще нужно учиться находить компромисс и вместе приходить к правильному решению. А в целом лучше всего для вас было бы положить начало двухпартийной системе.
Из Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко?
— Да, ведь именно они победили на последних парламентских выборах. И не нужно этого бояться. Такая система уже давно и успешно работает во Франции и Великобритании. Да и в Нидерландах это дает только позитив.
Меня удивляет, что БЮТ настаивает на принятии закона об оппозиции. Он вообще не нужен. Во всех цивилизованных странах вы спокойно говорите то, что думаете. Без всякого закона оппонируете контам.
Какое место в украинской политике вы видите для ваших коллег-социалистов?
— Нам не нравится то, что сделал Александр Мороз. В августе я присутствовал на встрече европарламентариев с ним в Киеве. Разговор получился очень холодным. После него мы были в растерянности.
Очевидно, Мороз изменил оранжевой коалиции ради должности спикера парламента. Другого объяснения мы не нашли. В принципе, мотив весомый. Но предсказать будущее Социалистической партии теперь трудно.
В то же время места в Социнтерне ищет лидер БЮТа Юлия Тимошенко. Откровенно говоря, это удивляет. Со своей стороны мы сейчас ищем надежного и предсказуемого партнера в Украине. Но еще не знаем, как оценить политическую ситуацию в вашей стране.
Почему?
— Отношения между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем достаточно специфические. Они, как и много других должностных лиц, заботятся о собственных интересах. Мы же ожидали плодотворной совместной работы на конечный долгосрочный результат. А не отвоевывания и удержание власти.
Жаль, но в этом после революции ничего не изменилось. В2004-м мы надеялись, что наконец Украина четко пойдет в сторону Европейского союза. А теперь снова нестабильность. Секретариат президента проводит свою линию внешней политики, правящая коалиция — свою.
Но есть один существенный плюс. Три года тому назад о таких расхождениях в политических взглядах украинских властей нельзя было даже говорить. Теперь об этом открыто дискутируют. Следовательно, сегодня в Украине существует настоящая свобода слова.
Светлана Слабинская
«Газета по-українськи»