Для независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова главным подозреваемым в деле об убийстве Литвиненко являются российские спецслужбы. Интервью
- Что вы можете сказать в связи с убийством бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко?
- Во-первых, я надеюсь, что расследование окажется результативным, что лондонская полиция подойдет к делу всесторонне, а российская Генеральная прокуратура окажет помощь следователям. Сегодня кажется, что след ведет в Москву. Если версия, что за убийством стоят бывшие сотрудники КГБ-ФСБ подтвердится, возникнет много вопросов.
- Каких?
- Например, как бывшие офицеры раздобыли полоний, когда полоний-210 так строго охраняется? Была ли эта частная инициатива?
- Вы подозреваете политические мотивы преступления?
- Политическое убийство всегда было в России широко распространенным средством политической борьбы. В 1990-е годы были убиты Галина Старовойтова, либеральный депутат Юшенков и ряд других политиков и депутатов.
- Но до сих пор не было раскрыто ни одно из этих преступлений.
- Большая часть не раскрыта. Несколько дней назад генеральный прокурор Чайка сказал, что раскрыто убийство вице-президента Центрального банка Андрея Козлова. Но ни слова об Анне Политковской. Меня очень беспокоит, что до конца не раскрываются главным образом убийства критиков действующей власти.
- А кто был «заинтересован» убрать Литвиненко?
- Я полагаю, что российские спецслужбы или их бывшие сотрудники. У них был очевидный мотив: Литвиненко писал разоблачительные книги о ФСБ, которую он обвинял во взрывах жилых домов в Москве и преступлениях в Чечне. Они видели в нем предателя. Сам метод убийства тоже наводит на подозрение, что удар был нанесен спецслужбами.
- Насколько умышленно был выбран метод, который не мог не привлечь всеобщего внимания?
- Это была акция устрашения. Фактически в центре Лондона была изготовлена «грязная бомба». Скверная затея.
- В настоящее время мы видим, что настрой в России становится все более жестким. Как вы можете это объяснить?
- Правильно, мы являемся свидетели эскалации насилия. Это началось после «оранжевой революции» на Украине. Тогда в России были основаны такие движения, как «Наши» и «Молодая гвардия». Началось давление на оппозицию, психическое и физическое. Сейчас это принимает все более острые формы, так как близится кампании по выборам президента. Власть хочет уничтожить любую концию. Чем ближе мы к мартовским выборам 2008 года, тем сильнее опасность.
- Как вы к этому относитесь?
- Я тоже боюсь. Любому известному человеку грозит опасность. И в ситуации, когда президент не требует всестороннего расследования, кому-то может показаться, что удары по критикам режима могут оставаться безнаказанными.
Манфред Квиринг
Inopressa