Заявления израильского премьера Эхуда Ольмерта о ядерном вооружении его страны наделали много шума. До сих пор Израиль отрицал, что имеет ядерное оружие. Один из тех, кто знал это наверняка, – израильский «атомный шпион» Мордехай Вануну – говорит в интервью с WELT.de о ядерной стратегии Израиля
- Премьер Ольмерт поставил свою страну в один ряд с ядерными державами. Это вас удивляет?
- Отнюдь. Я не думаю, что подобное высказывание случайно сорвалось с уст премьер-министра. Изменения, происходящие на Ближнем Востоке, вынудили его произнести такие слова. Новый министр обороны США Роберт тс уже на прошлой неделе дал понять, что создание Ираном атомной бомбы неизбежно. А затем и другие арабские государства Залива присоединятся к гонке ядерных вооружений. Израиль больше не сможет удержаться за своими прежними бастионами.
- Но что могут изменить откровенные признания Ольмерта?
- Израиль не сможет остановить Иран в одиночку. Такое ощущение, что США и Европа готовы смириться с иранской бомбой. Нарастает страх, который уходит корнями в Израиль.
- Страх перед израильской или иранской бомбой?
- Я уверен, что эти заявления не случайно были сделаны в Германии. В этом я уверен так же, как и в том, что это не было промахом Ольмерта как оратора. Сделанное на немецкой земле, признание автоматически напоминало о Холокосте – несомненно, премьер рассчитывал, что именно здесь израильская ядерная бомба вызовет больше понимания, чем где-либо еще.
- Считаете ли вы, что не будь у Израиля бомбы, все страны ближневосточного региона, а также их соседи прекратили бы гонку вооружений?
- Я уверен в том, что арабские государства прекратят расширение своих ядерных программ, как только Израиль уничтожит свое ядерное оружие. Израиль должен сделать выбор: война или мир.
- А изменит ли уничтожение израильского ядерного оружия планы Ахмадинежада по ликвидации государства Израиль?
- Иранский президент не имеет ничего против бомб, зато выступает против евреев вообще. Для меня все предельно ясно: государство с ядерным оружием не имеет будущего. Вся эта гонка ядерных вооружений стала результатом начатого Израилем 50 лет назад расширения ядерных программ.
- Уже тогда совершенно открыто звучали призывы сбросить евреев в море. Израиль противопоставил подобным призывам атомную бомбу, не угая своим соседям напрямую. Возможно, подобная двусмысленность имела позитивные моменты?
- Иран не хочет нападать на Израиль. Проблемой является конфликт, а не бомба. И поэтому 20 лет назад я раскрыл атомную тайну Израиля. Я не хотел, чтобы Израиль осуществил неожиданный ядерный удар.
- Вы были первым, кто обосновал наличие у Израиля атомной бомбы. С того момента этот факт ни у кого больше не вызывал вопросов.
- Однако не было ясно, сколько их у Израиля, и угроза их применения стала очевидной только позднее.
- Вы являетесь единственным голосом в Израиле, поддерживающим заявления Ольмерта. Будете ли вы голосовать за «Кадиму»?
- Но я же предатель и не могу участвовать в выборах. Но это ничего не меняет: я считаю, что заявления Ольмерта – это шаг вперед. «Кадима» все-таки переводится как «вперед».
Норберт Йессен
Inopressa