С точки зрения «Укрзализныци», 25-процентное повышение тарифов с 1 января 2007 года необходимо для вступления Украины в ВТО. Однако инициируемая ею мера не согласуется с точкой зрения самих представителей «Укрзализныци», считающих, что вступление Украины в ВТО не отразится на ее тарифной политике; а также – противоречит заявлениям руководства Минтранссвязи, обещавшего потребителям только экономически обоснованный рост тарифов.
На прошлой неделе Министерство транспорта и связи Украины передало на рассмотрение профильных министерств и ведомств проект циркуляра об индексации и унификации тарифов на грузовые перевозки с 1 января 2007 года. Так, авторы документа предлагают изъять существующую ныне категорию так называемых исключительных тарифов, расформировав входящие в нее номенклатурные позиции по соответствующим тарифным классам; а также – утвердить коэффициенты к тарифам действующего Сборника тарифов на перевозку грузов железнодоным транспортом Украины в размере +25%.
Как указано в обосновании, данная мера принимается с целью «обеспечения баланса интересов грузовладельцев и железных дорог, развития конции на рынке железнодоных перевозок», а также – для приведения ныне действующей тарифной системы «в соответствие с нормами действующего законодательства относительно ценообразования на услуги естественных монополий, пакета директив Европейского Союза в сфере железнодоного транспорта и требований Всемирной торговой организации (ВТО) относительно установления тарифов». Таким образом, если отбросить излишнюю и крайне противоречивую риторику, основной причиной очередного повышения тарифов на грузовые железнодоные перевозки является перспектива вступления Украины в ВТО.
Действительно, как констатируют подготовившие документ специалисты Минтранссвязи, сейчас тарифная система «Укрзализныци» не соответствует упомянутым требованиям международных организаций, «поскольку по сей день сохраняется определенная разница в уровне тарифов на перевозки в экспортном, импортном и внутреннем сообщении». Наряду с этим, авторы документа подчеркивают, что инициируемая ими мера «является вынужденной в условиях невозможности решить эту проблему альтернативным способом – за счет принятия нового Сборника тарифов «Укрзализныци» взамен ныне действующего».
В самом деле, проект новой редакции «Сборника грузовых тарифов железнодоного транспорта Украины», над которым специалисты Минтранссвязи и «Укрзализныци» работали с декабря прошлого года, был создан, опять-таки с целью приведения отечественной тарифной системы в соответствие с директивами Европейского Союза в сфере железнодоного транспорта, а также – нормами и правилами Всемирной торговой организации ВТО, суть которых сводится к внедрению так называемой унифицированной системы тарифов, согласно которой тарифы в границах каждой номенклатурной группы грузов должны быть на одинаковом уровне независимо от вида сообщения. Разумеется, утверждение этого документа и, следовательно, введение в действие новой системы железнодоных тарифов является одним из условий вступления Украины в ВТО.
Между тем, согласно подготовленному исходя из новой системы расчета тарифов документу, стоимость грузовых железнодоных перевозок в Украине должна была вырасти примерно на 30%. Так, если ранее тариф за перевозку грузов грузовыми вагонами составлял 293 грн./км, то в новом сборнике он определен на уровне 409 грн./км (для 10-тонного вагона, расстояние от 1 до 10 км). В свою очередь, если ранее тариф на перевозку грузов в специализированных вагонах, например, для окатышей, составлял 333 грн./км, то в новом сборнике он определен на уровне 583 грн./км. Однако, как считает, например, первый заместитель начальника главного коммерческого управления железнодоной администрации Виктор Черный, вступление Украины в ВТО само по себе не может быть причиной общего роста тарифных ставок, поскольку при проведении необходимой унификации всех видов тарифов рост одних из них (экспортных) должен быть уравновешен снижением других (импортных).
Вероятно именно сомнительность предусмотренного новым «Сборником» 30-процентного подоания грузовых железнодоных перевозок и стала камнем преткновения в принятии этого документа. Так, к осени «Укрзализныця», закончив работу над документом, подала его на утверждение в Министерство промышленной политики Украины. А оно в свою очередь в конце сентября направило в «Укрзализныцю» письмо, в котором высказало ряд весьма существенных замечаний. В числе прочего, Минпромполитики ходатайствовало о 10-процентной скидке на оплату услуг «Укрзализныци» по перевозке грузов для предприятий-грузоотправителей металлургической отрасли, которые владеют грузовыми вагонами с эксплуатационным возрастом до 5 лет, а также – для грузоотправителей-металлургов, формирующих и укомплектовывающих грузовой железнодоный состав. И, собственно, на полемике двух министерств дело и остановилось.
Теперь, как предполагает г-н Черный, «ввода в действие этого документа можно ожидать не ранее февраля 2007 года». А потому, эксперт считает, что вне зависимости от сроков вступления Украины в ВТО, было бы целесообразно «привести отечественную тарифную систему в соответствие с нормами этой организации во всех видах сообщения до конца текущего года». Что, вероятно, и пытаются сделать специалисты Минтранссвязи. Однако – не за счет общего выравнивания, оставляющего доходы «Укрзализныци» на прежнем уровне, а, в том числе, за счет индексации.
Так, они ссылаются на то, что последняя по времени индексация тарифов, состоявшаяся в апреле 2005 года и между прочим повлекшая за собой 42-процентный рост тарифов, «выровняла уровни тарифов для определенной номенклатурной группы – уголь, зерногрузы, лом черных металлов, – однако оставила проблему в целом». В частности, представители Минтранссвязи ссылаются на то, что разница в тарифах в зависимости от видов сообщения по-прежнему существует для таких грузов, как железорудное сырье, чугун, прокат черных металлов, минеральные удобрения, продукты питания, нефтепродукты. По их данным, на сегодня тарифы на перевозки железорудного сырья в импорте в 1.52 раза выше экспортных; чугуна и проката черных металлов в экспорте – на 7% ниже иных видов перевозок; минеральных удобрений в экспорте – на 9,5% выше импортных; светлых и темных нефтепродуктов в экспорте – на 7,7% и 17,5% соответственно выше внутренних и импортных».
При этом совершенно очевидно, что для того, чтобы выровнять все номенклатурные позиции, 25 или 30-процентной индексации тарифов вовсе не требуется. Наоборот, она скорее увеличит разрыв, который, как отмечал г-н Черный, действительно может быть ликвидирован за счет снижения тарифов на одни виды перевозок и их пропорционального увеличения на другие. Как бы то ни было, но «Укрзализныця» явно не хочет этим ограничиваться и рассчитывает на то, что данная мера принесет ей финансовый результат в виде дополнительного годового дохода от грузоперевозок на уровне +780 млн. долларов, а с учетом дополнительных сборов – на уровне +824 млн. долларов. (Этот прогноз сделан ею с учетом роста грузооборота на уровне +2.2% к объему нынешнего года.) Соответственно, дополнительные бюджетные отчисления железнодоного монополиста должны будут составить 462 млн. долларов, в том числе налог на прибыль – 206 млн. долларов, НДС – 164 млн. долларов и отчисления части прибыли в размере 15% – 92 млн. долларов.
Елена ГерасимоваE-NEWS