При заполнении анкет в графе "национальность" человек, живущий на Западе, указывает свое гражданство, а в России эта графа определяет этническую принадлежность. Почему так происходит, где искать источники ксенофобских настроений? Об этом рассуждает президент Всемирного армянского конгресса и Союза армян России Ара Абрамян.
МЕНТАЛИТЕТОМ НЕ СОВПАЛИ
- Российская пресса пестрит публикациями об убийствах, погромах и стычках на межнациональной и межрасовой почве. Каковы, на ваш взгляд, источники ксенофобских настроений в России?
- Проблема действительно существует. Взять хотя бы недавнюю историю с обструкцией по отношению к лицам грузинской национальности. Или долгоающая проблема, связанная с монополией азербайджанцев на российских продовольственных рынках. Примеры можно множить. Все они создают общий негативный фон - как во внутренней политике, так и во внешней, вредят репутации России.
На межэтнических противоречиях спекулируют не только противники нашей страны на Западе, но и те в России, кто находится в оппозиции к нынешней власти. Одни утверждают, что "национальные конфликты" происходят при попустительстве российских властей, другие идут дальше, заявляя, что они поддерживаются государством. Эти примитивные объяснения не имеют ничего общего с действительностью.
Я думаю, основная причина межнациональной, межконфессиональной напряженности заключается в том, что многие этнические группы, ающие в России, продолжают поиски собственной идентичности. В первую очередь это касается русских, которые, будучи ядром не имевшей национальности советской империи, стремятся определить свое место в российском государстве, свои интересы и цели, установить новые отношения с представителями других этносов.
Эти поиски даются с большим трудом. Да, мы декларируем приверженность принципам западной демократии, в частности, культивируем идею согражданства: государственная идентичность при сохранении идентичности этнической - армянской, еврейской, цыганской, калмыцкой и так далее. Но что происходит в реальности? При заполнении анкет в графе "национальность" человек, живущий на Западе, указывают свое гражданство, а у нас эта графа определяет этническую принадлежность. Налицо внутренний конфликт между двумя видами идентичности - этнической и государственной.
Кроме того, в России немалый вес имеют те силы, которые продвигают идею преимущества коренных национальностей над некоренными. К сожалению, этой идеей частично заражены и правоохранительные структуры, представители которых нередко прикрывают, а порою и поддерживают националистов. Я считаю, что это прямой путь к разрушению демократических основ государства.
Но есть проблемы и другого свойства. По некоторым данным, в России сегодня живет и трудится свыше десяти миллионов нелегальных мантов. Речь идет о людях, культурные и бытовые традиции которых часто не совпадают с менталитетом коренного населения России. Понятно, что это часто приводит к конфликтам.
- Это относится и к армянам?
- В очень незначительной степени. Я хочу отметить, что подавляющее большинство армян очень органично встроены в русскую культурно-языковую и общественную системы. Это во многом связано с тем, что армяне традиционно, еще с советских времен, не только были встроены в эти системы, но и входили в их элиты. Поверьте, любой армянин скажет вам, что это было и остается огромной удачей - поехать учиться в Москву или Санкт-Петербург.
Если и говорить о проблемах адаптации, то речь надо вести об интеграции армянских мантов новой волны. Из двух с иной миллионов армян, ающих в России, пятую часть составляют так называемые новые манты, те, у кого армянские паспорта. Именно им мы - Союз армян России (САР) - помогаем в первую очередь. Из Грузии в Россию едут из-за конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. Из Азербайджана - опасаясь армяно-азербайджанских столкновений. Из Армении - из-за экономических тягот, возникших вследствие блокады.
Откровенно говоря, процесс интеграции новых мантов не обходился и не обходится без проблем. Скажем, в 1990-х годах у нас возникали серьезные конфликты с казаками в Краснодарском и Ставропольском краях. Но благодаря активному участию руководства САР градус этого противостояния был значительно снижен, добрососедские отношения восстановлены. Думаю, что не будь этой организации, созданной шесть лет назад и имеющей филиалы в более чем 70 регионах и в 300 городах, вряд ли бы удалось достичь такого результата.
ЗАКОН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЯГОТЕНИЯ
- Как вы оцениваете ситуацию на Южном Кавказе?
- Южный Кавказ сегодня - это зона нестабильности и соперничества великих держав. В связи с чем Армения испытывает значительные трудности. Возьмем санкции, установленные Россией в отношении Грузии. Они ведь серьезным образом отражаются на экономическом положении Армении, в частности, на грузопотоках, идущих через Грузию из России и других стран.
Или - то напряжение, которое возникло между Западом и Ираном. Мало того что оно ведет к дополнительной дестабилизации обстановки в регионе, Армении это грозит возможными перебоями в снабжении иранским газом.
К сожалению, нет серьезных подвижек и в армяно-азербайджанских переговорах по карабахскому вопросу. Азербайджанская сторона активизирует свои усилия по созданию негативного международного имиджа Армении и ослабления ее международных позиций. Такая политика преследует единственную цель - создать необходимый пропагандистский фон для возможного силового решения конфликта.
Хочу отметить, что в армянской внешней политике в последние годы отмечается значительный застой. Она лишена наступательности, активности, упреждающих внешнеполитических акций. Хотелось бы, чтобы внешнеполитические ориентиры и приоритеты были сформулированы более рельефно, чтобы мировая общественность имела более ясные представления о том, чего же Армения ждет от Москвы, Брюсселя и Вашингтона.
- Каким вы видите решение проблем, касающихся непризнанных постсоветских образований, в частности нагорно-карабахского?
- Если говорить о Грузии, то политика принудительной ассимиляции, которую исповедуют грузинские власти, вынуждает народы Абхазии и Южной Осетии добиваться вхождения в Россию, с которой они всегда были связаны историческими и этническими узами.
Что же касается Карабаха (НКР), то он веками составлял часть Армении. В начале XX века, после возникновения азербайджанского государства и воздения армянского, Карабах был объявлен сй территорией, но его население настойчиво добивалось реализации своего права на самоопределение. Между тем армяне Нагорного Карабаха - это неотъемлемая составляющая всего армянского народа.
Сейчас вновь ставится вопрос о признании НКР в качестве отдельного армянского государства. А все оппозиционные аргументы, высказываемые в противовес этой идее, вроде "экономического тяготения" карабахских армян к Баку, уже канули в вечность.
Я хочу прямо сказать: отказ от идеи воссоединения с карабахскими армянами в едином государстве - это та политическая уступка Азербайджану, дальше которой армяне никогда не пойдут.
СЧИТАТЬ ГЕНОЦИДОМ
- Как вы относитесь к проблеме международного признания турецкого геноцида по отношению к армянам?
- Проблема признания Турцией исторического факта геноцида в начале XX века и ее ответственности за уничтожение полутора миллионов армян прочно вошла в повестку дня международной политики. Европарламент уже считает, что без этого признания Анкара не может рассчитывать на ство в Европейском Союзе. Европа, судя по всему, настроена очень решительно. Об этом говорит и решение Национального собрания Франции: считать уголовным преступлением отрицание геноцида армян в Турции.
А 29 ноября парламент Аргентины 173 голосами "за" при двух воздержавшихся подтвердил факт геноцида армян и объявил 24 апреля Днем поминовения жертв целенаправленного уничтожения армянского населения в Оттоманской империи. Таким образом, Аргентина стала второй после Уругвая южноамериканской страной, осудившей это жестокое преступление против человечности.
В США законодательные собрания 38 штатов не только признали геноцид армян, но и объявили 24 апреля Днем памяти жертв. Сегодня в общей сложности 18 стран, включая Ватикан, признали геноцид армян в Турции.
Особо хочу подчеркнуть, что народ Армении, армянские диаспоры всего мира крайне огорчены тем обстоятельством, что Израиль не поддерживает признания турецкого геноцида и не оказывает мого и политического давления на Турцию с тем, чтобы это государство признало историческую ответственность за совершенное младотурками и их наследниками преступление на территории Османской империи. Мы понимаем, что Израиль сталкивается с серьезными проблемами в регионе, что Тель-Авив поставил именно на Турцию как на единственное светское государство в своем мусульманском окружении.
Несмотря на это, мы продолжаем считать, что в данном случае мый фактор должен возобладать над политической целесообразностью. Народ, прошедший через Холокост, по крайней мере, обязан проявить солидарность по отношению к армянам, которые всегда относились к нему и его истории с симпатией и уважением, сочувствовали его бедам.
Единственный позитивный факт - посещение Армении главным раввином Израиля господином Метцером.
Он приехал по моему приглашению и приглашению Католикоса. Посетил мемориал, посвященный жертвам геноцида. Призвал к его международному признанию. Этим он оказал нам огромную мую поддержку. Я понимаю, что позиция главного раввина Израиля - это еще не позиция Израиля. Но чтобы выразить такую поддержку нашему народу, ему наверняка потребовалось большое мужество, тем более что турецкие власти не преминули выразить протест по этому поводу. Мы надеемся, что рано или поздно израильское государство последует примеру своего выдающегося сына.
С НОВЫМ ГОДОМ, С ТРЕТЬИМ СРОКОМ?
- Армению и Карабах в недалеком будущем ждут выборы. Каковы ваши прогнозы?
- Выборы в государствах Закавказья - это всегда зона противоборства и конфликта интересов Запада и России. Запад, безусловно, попытается повлиять на процесс и исход выборов в Армении. Но многое будет зависеть и от того, как долго и в каких формах будет развиваться российско-грузинское противостояние и каков будет его исход.
Думаю, что, несмотря на бесспорную экономическую и военную привлекательность Запада, у России на Южном Кавказе все-таки больше сторонников, и в Армении - особенно. Не случайно, что все без исключения влиятельные политики Армении выступают за сохранение тесных политических и экономических отношений с Россией.
Это относится прежде всего к первым лицам страны: президенту Роберту Кочаряну и министру обороны Сержу Саркисяну, который, кстати говоря, занимает еще и пост сопредседателя Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Арменией.
- Говорят, что у вас дружеские отношения с министром обороны Армении Сержем Саркисяном, и поэтому на выборах вы будете поддерживать его и республиканскую партию, одним из лидеров которой он является. Это правда?
- Да, у меня очень близкие и добрые отношения с лидерами республиканцев. А Сержа Саркисяна я ценю как эффективного руководителя армянской армии, как профессионального политика, мне импонируют его деловые качества.
Но решение о том, кого поддерживать на выборах, мы примем, скорее всего, в январе на большом совете Союза армян России, после того как познакомимся с предвыборными программами ведущих партий, оценим декларируемые ими приоритеты развития страны и способы решения назревших проблем.
Теперь касательно Нагорно-Карабахской Республики. 10 декабря там состоялся референдум по Конституции НКР, который утвердил правовые основы этого государства и стал важной вехой в его становлении и развитии. Тем не менее продолжаются споры относительно того, может или нет действующий президент НКР Аркадий Гукасян по истечении второго срока президентских полномочий выдвигать свою кандидатуру на эту должность в третий раз. Высказываются разные точки зрения на этот счет. Я хочу поделиться собственной позицией.
Во-первых, закон не препятствует господину Гукасяну выдвигаться на третий срок. Он может делать это хоть три, хоть четыре раза. И пусть данное обстоятельство никого не смущает. В законодательстве многих стран отсутствуют временные ограничения в отношении лиц, занимающих высшие государственные должности.
Во-вторых, я убежден, что господину Гукасяну в сложившихся обстоятельствах нет замены. Ведь он, как никто другой, в этой стране знает все тонкости карабахской проблемы, поскольку долгое время занимал должность министра иностранных дел. Я думаю, его политическое лидерство будет неоспоримо, по крайней мере, до тех пор, пока окончательно не решится вопрос о международно-правовом статусе Нагорно-Карабахской Республики.
Президент Гукасян заявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Но я надеюсь, что общественности Нагорного Карабаха, политикам и лидерам диаспор удастся убедить его в том, что сделать это необходимо. В этом я вижу залог сохранения стабильности в регионе и продолжения процесса демократического развития республики.
ДОСЬЕ. Ара Абрамян - президент Союза армян России, президент Всемирного армянского конгресса, посол доброй воли ООН. Родился в Армении, в селе Малишки, в 1957 году. После окончания школы А. Абрамян переехал в Ереван, где получил высшее образование и был направлен на работу инженером-экономистом в производственное объединение "Нейрон" - крупное предприятие электронной промышленности. После распада СССР занялся собственным бизнесом и основал ЗАО "Согласие".
С 1993 года по настоящее время - президент этой структуры, партнерами которой являются алмазная корпорация "Де Бирс" и один из крупнейших производителей электронного оборудования - французская компания "Томсон - CSF". В 2001 году Абрамян являлся акционером (27,01% акций) и входил в совет директоров крупнейшего алдобывающего предприятия "Севералмаз", владеющего лицензией на разработку Ломоносовского местодения в Архангельской области.
В 2001 году он продал свою часть АК АЛРОСА. Ему также принадлежит несколько предприятий по огранке алв в Армении. По некоторым данным, он вхож в самые высокие кремлевские кабинеты и хорошо знаком с президентом России Владимиром Путиным.
Активно занимается благотворительностью. Им построены музей, больница, школа и большой храм в родном селе Малишки. Очень значительные средства пожертвованы Академии наук Армении, Союзу писателей РА, на строительство дороги Армения - Карабах и на многие другие программы, связанные с Арменией. На средства Абрамяна выпускаются фильмы, издаются книги, выплачиваются стипендии, делаются многие другие полезные дела.
Семен Нечитайло, "НРС" (Европа-СНГ)