Директор страхового общества «Ильичевское» Юрий Гришан купил полис страхования только тогда, когда сам стал работать в страховой компании.
– Вы храните деньги в банке?
– Да, у меня счет в Прокредитбанке, в гривне и в евро.
– А ценные бумаги у вас есть?
– Да, я — миноритарный акционер СО «Ильичевское».
– Как вы считаете, во что выгоднее всего вкладывать деньги?
– На мой взгляд, можно заработать на вложениях в жилищное строительство, особенно если говорить о городе Киеве, где рентабельность таких инвестиций очень высокая. Все зависит от того, в чем лицо, инвестирующее деньги, уверенно себя чувствует, в какой сфере разбирается как рыба в воде.
– Но не опасно ли вкладывать в недвижимость? Многие эксперты говорят, что цены уже расти не будут…
– Если говорить о ценовом пике на нашем рынке и об уровне цен, которые есть в столицах Европы, то у нас еще не предел цен. Они еще будут расти, но сверхдоходов, которые были у инвесторов ранее, наверное, уже не будет. За все время существования рыночной экономики мы наблюдаем это во всех инвестиционных направлениях. Но недвижимость в столице — это по-прежнему довольно надежно. К примеру, в 2004 году мы купили помещение под офис нашей компании за $1700 за кв. метр. Сегодняшняя цена этого помещения — $6000 за кв. м, хотя за $6000 и не сторгуешься. Еще один вариант — вложение в недвижимость через сертификаты фондов операций с недвижимостью. Коммерческая недвижимость очень востребована, хотя не всем хочется ютиться в бизнес-центрах. Вот мы, например, не хотели иметь свой офис в бизнес-центре, где точно окажется не одна страховая компания.
– У вас есть золотое правило или принцип ведения бизнеса?
– Мой принцип как в финансовых вопросах, так и во всех остальных — это надежность взаимоотношений с людьми. Я всегда очень доил своим словом. Слово, данное партнеру, должно быть сдержано, даже если нет возможности выполнить обещание, надо найти возможность объяснить, почему это так.
Второе правило — никогда не надо пытаться заработать слишком много, надо посмотреть, с кем и как ты можешь поделиться.
– Во что, по-вашему опасно инвестировать?
– Наиболее рисковым всегда был и остается фондовый рынок. Тем более что у нас этот рынок пока что не развит, и, чтобы вкладывать в акции, надо этот рынок досконально знать либо иметь своего консультанта. Да, подготовленные люди зарабатывают на акциях неплохие деньги. Но если называть все своими словами, они зарабатывают на спекуляции. А частному лицу, чтобы быть спокойным при инвестировании в акции, лучше всего обратиться в инвестиционную компанию, в которой ты уверен.
Этот механизм очень развит в США. Там человек, приходя в инвестиционную компанию, самостоятельно выбирает для себя либо высокий риск и большие доходы, либо низкий риск и меньшие доходы. На основе его выбора компания определяет программу инвестирования. Если это большие, но рисковые доходы, то значительная часть средств вкладывается в ценные бумаги предприятий, которые сейчас на подъеме.
Если инвестор сделал более спокойный выбор, то компания будет вкладывать средства в облигации, государственные бумаги, облигации предприятий и так далее. Эти инструменты дают более низкий доход — от 3 до 5%, но зато здесь деньги сохранятся и даже несколько приумножатся. Но бывают и очень серьезные промахи, бывают вещи, которые просто нельзя предуть.
Но это — в странах с развитой экономикой. В Украине все упирается в отсутствие опыта у частных инвесторов, и самым надежным вариантом, кроме недвижимости, остается банк.
– Какие полисы страхования есть у вас?
– Практически по всем видам страхования, кроме жилья пока что. Так как я автолюбитель с большим стажем, у меня есть и полис гражданской ответственности, и полис КАСКО, и полис страхования жизни, и медицинский полис — практически набор. Как у европейца.
– Вы решили застраховаться только тогда, когда сами попали в страховую компанию, или купили полис намного раньше?
– Нет, раньше я об этом не думал. Но, начав знакомиться с основами страхования жизни, очень серьезно задумался над этим. Я же фактически содержу родителей, в чем-то от меня зависят другие родственники — я за них в ответе. И если со мной что-то случится, я не представляю, что будут делать эти люди. Такие размышления вызывают шок. Конечно, когда на банковских счетах лежат миллионы, это другое дело. Но когда за тобой нет этих миллионов и ты кормилец семьи…
В общем, рассуждая подобным образом, я не просто созрел, чтобы застраховать свою жизнь, — я даже готовлюсь увеличить страховую сумму.
– А в какой валюте ваш полис страхования?
– Пока что в гривне. Но мы разработали и уже зарегистрировали новые правила страхования, и с нового года начнем страховать в валюте. Скорее всего, я переоформлю себе полис страхования с гривни в долларах или в евро.
– На что бы вы обратили внимание при приобретении полиса накопительного страхования?
В первую очередь я бы смотрел на то, кто учредители этой компании и какая у них стратегия. Особенно если страхование для этих учредителей — это не основной бизнес. Какую стратегию они исповедуют, на что они нацелены?
Во-вторых, я очень внимательно смотрел бы на сами программы страхования.
Я не хотел бы обижать своих коллег со страхового рынка, но я не купил бы полис страховщика, который не формирует страховые резервы с первого года работы.
Особенно этим грешат некоторые компании, работающие с MLM-брокерами. Я бы по такой программе никогда не застраховался. Всегда надо обращать внимание, насколько продукты страховой компании соответствуют интересу человека.
Ну, и в-третьих, я бы обратил внимание на договор — как он сформирован и сформулирован.
– Какие детали важны в обычных договорах страхования?
– Скажу не только по страхованию жизни, а вообще по страхованию. Люди чаще всего ловятся на маленьких тарифах. При этом клиенты радуются такому дешевому полису, не понимая, к примеру, что такое франшиза. Покупая полис страхования, надо изучать всякого рода оговорки, включенные в договор. В каких случаях компания не платит, какие случаи не считаются страховыми, какова ответственность самого страхователя…
– Страховщики часто жалуются на то, что клиенты якобы плохо разбираются в страховании. А разве страховая компания, со своей стороны, не должна обратить внимание клиента хотя бы на такие простые вещи, как франшиза? Например, если страховщик видит, что клиент просто не понимает, что подписывает?
– Должна. Страховщик должен спросить клиента по всем основным условиям договора и прояснить все непонятные моменты.
Но ведь часто страховщик видит, что клиент не понимает и умышленно молчит? Как это объяснить? Разве это не обман?
– Такое возможно в двух ситуациях. Либо когда работники страховой компании не очень сильно подготовлены и не доат клиентом. Например, когда страховая компания привязана к банку. Поток клиентов обеспечен, известен объем кредитования на год, и страховая сумма сразу известна. Такие специалисты понимают, что никуда этот клиент не денется, а если денется — то следующий придет. Это недальновидная позиция. Либо когда действительно компания занимается мошенничеством и ает на неподготовленности клиента.
– Как бы вы выбирали страховую компанию?
– Я выбирал бы страховую компанию, у которой стратегически далеко идущие цели, которая не ставит своей задачей построение сиюминутных проектов и завоевание быстрых денег.
– Если бы вы не занимались страхованием, то какой бы вид деятельности выбрали?
– Есть много отраслей, в которых я мог бы работать. Я начинал с производства и очень хорошо отношусь к предприятиям, которые оказывают реальные услуги. Также мне импонируют руководящие посты в банках.
– Что для вас оказалось самым сложным на рынке страхования?
– Люди. На страховом рынке есть кадры, готовые перетекать из компании в компанию. И довольно непросто найти баланс между уровнем подготовки страховщика-профессионала и менеджером, который ориентируется на современные методы ведения бизнеса.
Маргарита Ормоцадзе
Газета «ДЕЛО»