Вячеслав Кириленко надеется на объединение демократов перед угрозой реванша
У Вячеслава Кириленко, 38 лет, тесный кабинет в здании комитетов Верховной Рады на улице Банковой в Киеве. Столы завалены бумагами. Никаких личных вещей. Кириленко выходит из-за стола, пожимает руку. Садится на стуле рядом.
— Я вообще не люблю сидеть в креслах, — оглядывается на стол.
Говорит, что там сидеть неудобно, потому в кресле обычно сидит помощник или пресс-секретарь.
Последний месяц он почти ежедневно бывал на Банковой, встречался с президентом. Из-за этого в частности несколько раз откладывалось и интервью для «ГПУ».
Вы хотели бы возглавить обновленную «Нашу Украину»?
— Если бы это было так, то вступил бы в ее ряды накануне или даже в день второго этапа съезда (11 ноября. — «ГПУ»). И тогда это все можно было бы реализовать. Но я этого не сделал. Главное задание сейчас — вернуть партии уровень популярности, который она имела еще полтора года тому. Сделать это будет трудно. Но необходимо.
И все же...
— На сегодня вопрос с лидером решен. У партии есть почетный председатель — президент, есть и председатель совета партии.
Но этот вопрос возникнет уже в марте, когда будут переизбирать руководителя. Очевидно, будут выдвигать и вашу кандидатуру?
— Я не могу комментировать того, что все говорят. Рассказываю, что есть сейчас.
Говорите, что партии нужно вернуть популярность. Как это сделать?
— Нужно активизироваться. Политическое поведение партии должно быть прозрачным и понятным. В свое время именно за это ее поддерживали. Последние два месяца президент как раз пытается этого добиться. Все, что происходит в «Нашей Украине», проходит о. У нас наиболее открытая партия. И это неминуемо приведет к ее новому качеству.
Такое впечатление, что качество в последнее время преимущественно ухудшается...
— Оно не ухудшается после выступления президента на первом этапе съезда. После этого в партии были жесткие дискуссии относительно ее будущего. Выводы сделаны. Президиум кардинально обновлен. Я считаю, что все упреки по адресу «Нашей Украины» учтены. Окончательные изменения закрепит следующий съезд, который должен состояться в марте.
Сейчас говорят о необходимости объединения демократических сил. Почему этого не сделали после оранжевой революции?
— Это была ошибка всех. Тогда те, кто поддерживал президента, должны были бы объединиться в едином блоке «Наша Украина». Не могу точно сказать, почему этого не случилось. Я тогда работал министром труда и социальной политики. Объединительным процессом занимались руководители партий. Насколько это им удалось, можно судить сейчас.
Не считаете, что часть ответственности за проблемы «Нашей Украины» лежит и на президенте?
— За что он должен отвечать? Президент сказал свое слово на съезде. Оно в основном учтено.
Главное задание сейчас — вернуть партии популярность
Разве Виктор Ющенко должен только обращаться с посланиями и не нести ответственности?
— Президент является главой государства. Не думаю, что в первую очередь на этом посту он должен заниматься еще и партийными делами. Было руководство партии, которое и отвечает за все ее успехи и неудачи.
Окончательно ли сожжены мосты между «Нашей Украиной» и БЮТом?
— Если будем думать, как предотвратить реванш, то ни о каких сожженных мостах не может быть и речи. А если все будут думать только о своем первенстве, тогда опять будем вести бесконечные дискуссии внутри демократического лагеря. А реваншисты окончательно возьмут власть во всей стране.
Почему не создадите в парламенте единой оппозиции?
— Мы уже совместно работаем, и голосование по ключевым вопросам у нас общее. Единая парламентская оппозиция фактически уже существует. Мне кажется, что это основное достижение за последние два месяца.
Почему в вашей фракции обычно каждый голосует как хочет?
— Потому что мы самая демократическая фракция и уважаем мнение каждого.
Такая демократичность не мешает?
— Нет, она мешать не может. Хотя правда, любая дискуссия должна завершаться принятием решения, и вся фракция должна его придерживаться.
Почему же «Наша Украина» никогда так не делает и не голосует единогласно?
— Почти всегда пытаемся так делать. Но нам непросто. В блок входят шесть партий, а еще же есть и внепартийные. Такой ситуации нет ни в одной фракции нынешнего парламента.
Как вам удалось стать сначала министром, а затем и вице-премьером в таком молодом возрасте?
— Ну, были в правительстве и младшие министры. Это просто отображает подход Виктора Ющенко к по дбору команды. Он хотел привести новых людей.
Кем бы вы были, если б не стали политиком?
— Я и сейчас могу работать по специальности. Я научный работник, преподаватель. Хотя, конечно, не имею ни научной, ни преподавательской практики.
А когда решили стать политиком?
— В студенческие годы активно участвовал в общественных процессах. Тогда мы образовали Украинский студенческий союз. А с ним — первый Майдан, студенческая голодовка 1990 года. Все это происходило параллельно с учебой. Я никогда не разделял, и тем более не противопоставлял общественную и профессиональную деятельность. Так же делали мои друзья. В 1998 году меня избрали народным депутатом, и я сосредоточился на этой работе.
Что сейчас думаете о деятельности правительств Тимошенко и Еханурова? В чем их ошибки?
— Главной ошибкой было то, что 2005–2006 годы пошли на выяснение отношений внутри демократических сил и даже внутри самих правительств. Это привело к поражению на выборах. Но ничего непоправимого нет. Каждый из нас делал то, что мог. У тех, кто делал свою работу, не было времени на критику оппонентов внутри правительства.
Таких было меньшинство?
— Думаю, что все же нас было большинство. Но критиков люди больше замечали.
1968, 7 июня — родился в смт Полесское на Киевщине
1992 — председатель Украинского студенческого союза
1993 — окончил Киевский университет и м Т. Г. Шевченко; председатель Всеукраинской молодежной общественной организации «Молодое движение», Народного руха Украины
1997 — кандидат философских наук
1998 — народный депутат Украины
2002 — заместитель председателя Украинской народной партии; народный депутат Украины от блока Виктора Ющенко «Наша Украина»
2005 — министр труда и социальной политики Украины; вице-премьер по гуманитарной политике
2006 — народный депутат Украины
«Газета по-українськи»