• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Есть ли будущее у Hi-Fi?
    Опубликовано: 2007-02-24 16:32:02

    Термин «Hi-Fi» за последние годы заметно дискредитировал себя. Причина этого кроется не столько в широком распространение массовой аудиотехники посредственного качества, которую недобросовестные производители громко именуют «хайфайной», сколько в утрате общепризнанного представления о том, что следует считать «высокой верностью звучания».

     

    В самом деле: зачем покупать дорогую аппаратуру, если «лицензионный» CD с записью модной поп-группы отличается от ских MP3 практически лишь ценой и буклетом, а FM-радиостанции, похоже, окончательно и бесповоротно перешли на вещание музыки исключительно в сжатых форматах. Какая может быть речь о «хай-фае», если подавляющее большинство новых записей изначально загублено мастерингом с чудовищной компрессией динамического диапазона, а нормальные качественные записи стали штучным элитарным товаром?

     

    Общий уровень качества звучания бытовой аудиоаппаратуры, как ни странно, неуклонно снижается, и эту деградацию не в силах замаскировать ни многокые системы, ни DSP, «улучшающие» звучание заведомо ущербных с точки зрения звука форматов вроде MP3, ни супермногоформатные проыватели, на которых SACD звучит хуже, чем обычный компакт-диск на качественном CD-плеере.

     

    Конечно, мне обязательно возразят, что, зато с появлением новых форматов всю музыкальную коллекцию можно уместить в кармане, а разницы между CD и MP3 большая часть слушателей просто не слышит. Что касается коллекции в кармане, то безусловных достоинств в этом я не вижу. Наверное, с одной стороны, это неплохо, что музыка избавляется от каких-то чисто материальных привязок, существуя в некоем ьном виде двоичного кода, с лёгкостью переносимого с одного винчестера на другой. Однако вместе с тем уходит в прошлое подача музыки как материального артефакта, а с ней - и концептуальная целостность оформления пластинки и того, что записано на этой пластинке. Дизайн обложки, буклет, иллюстрации в нём - всё это обладает чрезвычайно сильным эстетическим воздействием. Неслучайно владельцы коллекций грампластинок до сих пор не могут привыкнуть к маленьким вкладышам к CD - они просто ничтожно малы в сравнении с конвертами для «винила», некоторые из которых можно было часами разглядывать и даже использовать в качестве картин, украшающих комнату. Цифровые пластинки, которые многие по привычке именуют «альбомами», уже давно не альбомы, а сборники отдельных песен, в лучшем случае, запакованные в маленькую коробочку.

     

    То, что люди не слышат разницу между CD и MP3 - факт прискорбный, но это вовсе не причина, а следствие. Следствие воспитания слуха на низкокачественных записях и низкокачественной аппаратуре. Хорошая стереосистема даже человеку, бесконечно далёкому от заболевания, именуемого аудиофилией, даёт понять всю несостоятельность того же MP3 в качестве формата для хранения и прослушивания музыки. Многие уже забыли, что MP3 создавался для потокового передачи звука через интернет, и там ему самое место. Никто не ждёт качественного звука от, например, средневолнового радиовещания или динамика мобильного телефона, но они имеют право на жизнь, поскольку занимают свою ёмкую нишу. MP3 в качестве универсального аудиоформата права на жизнь не имеет. Приверженность ему лишь маскирует беспомощность звукорежиссёров и конструкторов аудиотехники.

     

    Сегодня, когда ёмкость памяти компактных плееров уже измеряется десятками гигабайт, нет решительно никакой объективной причины продолжать использовать сжатые аудиоформаты с потерей качества. Даже потенциал бого CD с несовременными параметрами 16 бит/44100 Гц ещё далеко не исчерпан, о чём свидетельствуют всё новые модели CD-проывателей высшего класса. Однако, отказавшись от ущербных форматов, производителям придётся отказаться и от привычных комплектующих - копеечных микросхем и дешёвых трансформаторов, миллионами штампуемых на многочисленных китайских заводах. Самозванцам придётся отказаться от гордого звания звукорежиссёра, а настоящие профессионалы смогут воспитывать достойную смену. Человек быстро привыкает к хорошему, и ему уже нельзя будет подсунуть «модные» плееры, звучащие хуже, чем самодельный радиоприёмник тридцатых годов XX века.

     

    К сожалению, воспитание слуха - дело не одного дня и не одного года. Более того, даже на самой великолепной аппаратуре невозможно воспитать хороший слух - без посещения «живых» концертов никак не обойтись, иначе с чем же сравнивать звучание того или иного аппарата? Здесь мы приближаемся к пониманию того, почему термин «Hi-Fi» сегодня почти полностью утратил своё смысловое наполнение. Всё дело в том, что этот термин, который, кстати, имеет вполне определённое формальное описание в немецком стандарте DIN 45500 от 1973 года с рядом последующих дополнений и изменений, означает именно максимальную приближённость воспроизводимой аудиосистемой музыки к её «живому» исполнению. Если нет «живого» исполнения, то нет и критерия оценки. С чем нам сравнивать музыку, сгенерированную в недрах синтезатора? Или «голос» безголосого «певца», сделанный в компьютерной студии?

     

    Давно пора честно признать, что в применении к электронной, да и вообще «электрической» музыке просто не существует понятия «высокой верности звучания». Есть лишь идея звукорежиссёра, реализованная с той или иной долей профессионализма и убедительности. К сожалению, профессионализма в последние годы становится всё меньше и меньше, что особенно заметно на современных записях классической музыки, где нужны знания и опыт. Здесь художнику недостаточно сказать "я так вижу", а надо ещё и уметь рисовать.

     

    Выходит, записи классической музыки - единственное прибежище Hi-Fi? Да, именно так. Но плохо ли это? Не думаю. К счастью, пока в мире существуют вечные эстетические ценности, нам будет, с чем сравнивать всё остальное.

     

    Computerra
    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    22 июл, 23:27

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.