На минувшей парламентской неделе депутаты во второй раз "прокатили" кандидата на пост министра иностранных дел Валентина Огрызко. Обсуждение этого вопроса переросло в целый скандал, в котором оказались замешаны первые лица государства.
Масла в огонь подлили коммунисты, заявившие, что назначение Огрызко на пост главы главного внешнеполитического ведомства страны будет означать выход КПУ из большинства. Позицию фракции Компартии еженедельнику "CN-Столичные новости" прокомментировал один из лидеров компартии, народный депутат Леонид Грач.
- Коммунисты заявили, что если коалиция проголосует за назначение Огрызко на пост министра иностранных дел, не посоветовавшись с КПУ, то ваша фракция выйдет из состава большинства... Почему вы заняли такую жесткую позицию?
- Вопрос не в самом Огрызко как в человеке, а в его позиции как евроатлантиста, прозападника. Мы никогда, ни при каких обстоятельствах не пойдем на то, чтобы поменять свои принципы и тем самым предать своих избирателей. Мы пришли в парламент на определенных лозунгах, одним из которых был лозунг, провозглашающий нашу антинатовскую позицию. И ы коалиции должны соблюдать святая святых - наше соглашение, которое гласит: мы все решаем согласительным путем, путем достижения консенсуса, тем более вопросы, которые могут взорвать ситуацию!
Одним из таких вопросов является голосование за кандидата на пост министра иностранных дел: если мы утвердим Огрызко на этом посту, значит, мы проголосуем за то, чтобы еще более усилить разрушительные тенденции в связях с Российской Федерацией. Если кто-то из ов коалиции сможет позволить себе такую роскошь, тогда мы не сможем позволить себе роскошь остаться в составе коалиции.
- Я так понимаю, вопрос о назначении Огрызко министром иностранных дел вынесли на рассмотрение без согласования с коммунистами?
- Конечно!
- С чем это связано? Почему ваши коллеги не сочли нужным с вами проконсультироваться?
- Задайте, пожалуйста, этот вопрос Виктору Федоровичу или Александру Александровичу: почему они, сев с президентом за стол переговоров, по всей видимости, пообещали ему что-то от имени коалиции, но при этом у нас не спросили мнения. Вот и получили осечку. Коалиция должна выполнять свои предвыборные обязательства в едином кулаке. И социалисты, и регионалы, и коммунисты обещали избирателям невступление в НАТО, защиту русского языка, вступление в ЕЭП и получили их поддержку! Нужно выполнять свои обещания.
- Почему все-таки регионалы передумали голосовать за Огрызко, если, как вы говорите, по всей вероятности договоренность была достигнута между двумя лидерами коалиции и президентом? Что, они испугались коммунистов?
- Вне всякого сомнения, наши коллеги прислушались к нашему мнению. Если бы кто-то из коалиции проголосовал за эту кандидатуру, то уже сегодня не было бы коалиции.
- В то же время регионалы, в частности, лидер фракции Раиса Богатырева, заявили, что шанс у Огрызко есть и, вполне вероятно, во вторник страна может получить министра иностранных дел...
- Если Богатырева такое заявляла и, самое главное, если она проголосует за кандидатуру Огрызко, это означает, что она приветствует русофобство, что ей не нужны крепкие и здоровые развивающиеся отношения с Российской Федерацией и что она за вступление Украины в НАТО. Если она за эти составляющие проголосует, значит, Грача в купе с Богатыревой уже не будет.
- И что дальше, коммунисты пойдут в оппозицию?
- Мы и сегодня, по сути, уже в оппозиции. Потому что те, кто сегодня называют себя оппозицией, это фактически смесь бульдога с носорогом. Одна часть парламента кричит, что она в оппозиции к правительству, другая - что она в оппозиции к президенту. Есть одна оппозиционность - у коммунистов, она идеологическая. Все остальные так называемые оппозиционеры как минимум лево-буржуазного толка или правонационалистического течения.
- И все-таки, как мы понимаем, главные договоренности проходят на уровне премьер - президент - спикер. Позицию коммунистов при этом как-то учитывают?
- Перенос голосования за кандидатуру министра иностранных дел - подтверждение тому, что коммунисты заставили считаться с собой. И я бы вообще не советовал кому-то в коалиции строить взаимоотношения по принципу старший - младший, ведущий - ведомый. Коалиция будет существовать до тех пор, пока в ней будет 226 голосов. Вот эти голоса нужно хранить как зеницу ока. И я, кстати, предвидя эти процессы, еще в начале сентября на заседании коалиционного совета прямо, что называется, в глаза заявил и Януковичу, и Морозу: надо беречь то, что имеем.
- Допускаете ли вы переформатирование коалиции, в частности, присоединения к ней БЮТ или НУ?
- В нашем мире все возможно. Но еще раз хочу сказать: если это произойдет, регионалы уже не будут регионалами, а социалисты не будут социалистами. Тогда нужно стать филиалом партии Юлии Владимировны и заявить, что это правонационалистическое формирование, признать, что обманули избирателей, чтобы они не ждали, что мы будем идти в сторону России, а ждали, что мы будем обниматься с НАТО...
С другой стороны, "Регионам" это сделать практически невозможно. Потому что они понимают, что им еще нужен избиратель. Не стоит забывать, что через два годика - президентские выборы, а такой партии, как Партия Регионовне участвовать в них просто нельзя. Так вот, если они растопчут себя, заявив, что они отказываются от святых предвыборных лозунгов, тогда, извините, можно в президенты не ходить.
- Та ситуация, которую мы сегодня наблюдаем в парламенте, когда отсутствует оппозиция и коалиция спокойно принимает все необходимые ей решения, является, на ваш взгляд, нормальной?
- Меня оппозиция абсолютно не щекочет, потому что я к ней отношусь как к декорации: она напыщенная, ангажированная и проплаченная. А вообще-то я назвал бы сегодняшнюю оппозицию оппозицией имени Олбрайт.
- Идея коммунистов относительно написания новой Конституции и упразднения должности президента не получила должной поддержки в коалиции. Как вы планируете ее продвигать?
- Мы от этой идеи не отказываемся. Время и покажет. Вот сейчас мы приближаемся к выборам, и если регионалы спутают себе ноги, - знаете, как в деревнях путали ноги лошадям и коровам, чтобы они далеко не убегали? Так вот, если они до такой беды себя доведут, тогда они сами поймут: раз нет возможности выывать, тогда не нужен и этот институт.
- Что вы имеете в виду под "ьем ног"?
- Ну, если их бес попутает, и они пойдут в коалицию имени Олбрайт.
- Говоря о приближении выборов, вы подразумеваете досрочные или очередные?
- А от этого положение дел не меняется! От НАТО ведь никуда не спрячешься: нужно говорить или "да", или "нет". И экономику нашу можно поднять только на связях с Россией, это, как говорится, и ежу понятно!
- Но, я так понимаю, досрочные выборы вы не отрицаете?
- Если создастся коалиция имени Олбрайт, то естественно, что уже все просто будут аплодировать досрочным выборам. Мы, коммунисты, выборов не боимся - ни срочных, ни досрочных, ни послесрочных. Но мы категорически против них. Во-первых, вы посмотрите на состояние общества! Никакие выборы никогда не накармливали, а наоборот - отбирали хлеб. Второе: досрочные выборы - это гражданское противостояние, это значит, что всех поставят на рога, столкнут юг и запад. И третье: это риск нарушения территориальной целостности Украины. Поэтому олбрайтовцы должны понимать, какова может быть цена досрочных выборов.
- Но они, наверняка, понимают риски, и при этом считают, что в данной ситуации цель оправдывает средства...
- Если бы понимали, то, наверное, не творили бы того зла. А если понимают и творят, то они тогда трижды совершают преступление. Оправдывают себя тем, что у кого-то будет кресло под одним местом, но при этом страны не будет? Вот это их оправдание?!!
Наталья Мелещук, "CN-Столичные новости"