Собственно, мысль о том, как бы взять и перелететь из глухого затора прямо к себе во двор, неоднократно посещала тех, кто по пути с работы попадал в многокилометровую пробку.
В воображении сразу же всплывали фантастические картины из фильмов о Джеймсе Бонде или «Такси», где у машин нажатием кнопки сбоку вырастали крылья, а из багажника вылезали турбореактивные двигатели, которые чудесным образом поднимали машину в небо. Голландцы меняют наше сознание. Они превращают видения в реальность.
«Частные полеты больше не будут привилегией больших начальников и знаменитостей», – пишет в своем пресс-релизе голландский бизнесмен Джон Бэккер (John Bakker), придумавший летающий автомобиль. Над проектом он работал шесть лет совместно со специалистами Голландской акосмической лаборатории. Разработка получила название PAL-V, что расшифровывается как «личное воздушное и наземное средство передвижения» (Personal Air and Land Vehicle).
Разработчики говорят, что во время движения по земле PAL-V будет комфортен, как роскошный автомобиль, и невероятно управляем за счет трехколесной компоновки и возможности наклоняться в поворотах, как мотоцикл. В наземном положении у «летучего голландца» все необходимое для полета – несущий винт, пропеллер и сдвоенный киль – находится в сложенном виде, не портит внешний облик летающей машины и не занимает много места. Перед взлетом все это приводится в полетное положение.
Надо заметить, что PAL-V, несмотря на наличие винта сверху, не вертолет, а весьма похожий на него автожир. Разница между ними в том, что в вертолете несущий винт раскручивается за счет двигателя, в автожире – за счет авторотации, то есть при помощи набегающего воздушного потока.
Поэтому зависать на месте, летать боком или задом «летучий голландец» не сможет. Зато автожир более безопасен, так как даже в случае отказа двигателя он сможет произвести мягкую посадку.
Соответственно, взлетать и садиться вертикально PAL-V не сможет: как утверждают разработчики, летающему кару для взлета потребуется около
В наземном положении машинка обещает быть очень шустрой и экономичной. Она сможет развивать скорость свыше
Термин «топливо» упомянут не случайно, так как изобретатели «летучего голландца» планируют оснащать PAL-V как бензиновыми двигателями, так и двигателями, работающими на биодизеле или биоэтаноле.
В воздухе PAL-V сможет развивать максимальную полетную скорость в
Для управления этим средством в Европе придется получить летную лицензию, на что потребуется 20-25 часов налета, а также зарегистрировать PAL-V как очень маленький летательный аппарат с несущим винтом.
В США такой аппарат будет зарегистрирован как легкое спортивное воздушное судно. В России, по мнению президента Федерации любителей авиации, заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, зарегистрировать PAL-V будет непросто, так как в настоящее время провести регистрацию летательного аппарата практически невозможно.
Хотя, в принципе, легализовать его можно будет получением пилотского свидетельства с разрешением летать именно на PAL-V.
Но и это лишнее. «На таком летательном аппарате можно легко скрыться, – считает Виктор Заболотский. – Да даже если и найдут, то за нарушение Воздушного кодекса предусмотрено административное наказание: штраф 1,5-2 тысячи рублей. Но и его платить не придется, так как сейчас нет расчетного счета для уплаты этого штрафа».
Большую сложность вызовет сам полет, так как придется иметь в наличии полетные карты с подробным рельефом местности, которые в свободной продаже не появляются. В Европе изобретатели PAL-V полагаются на GPS, при помощи которой будут проложены воздушные коридоры, полеты по которым исключат столкновение двух летающих машин.
В России же воздушные коридоры для PAL-V вряд ли кто в ближайшее время проложит. «GPS тут бесполезна, – полагает В. Заболотский. – Поэтому летать придется визуально. Можно, конечно, сделать прибор, который будет оповещать, если в радиусе
Сколько будет стоить летающая машина – пока не говорится, но голландцы обещают снижать стоимость за счет использования стандартных деталей и массового производства.
В фантастических романах и фильмах люди уже давно представляли свое будущее неотрывно от персональных летающих средств: на «флипах», напоминавших открученные кабинки от карусели в парке Горького, летал в «Гостье из будущего» попавший в светлое будущее Коля Герасимов, а Брюс Уиллис водил летающее такси в «Пятом элементе». Создатели PAL-V заявляют, что сайт амобиля ежедневно посещают 2 миллиона человек, почта полна запросами о покупке «летучего голландца», а инвесторы готовы вкладывать средства в его производство.
А это значит, что фантастическая эра, когда мы начнем пересаживаться из машин, ездящих по земле, в машины, ездящие по земле и летающие по небу, наступит уже через пару лет. Если, конечно, голландцы за это время не освоят что-то еще более внеземное...
Игорь Журавлев
Autonews