Рынок реализации новых автомобилей в Украине продемонстрировал наибольшее падение среди европейских стран. Исключение составила лишь Исландия — страна, которая получила нокаут в виде дефолта.
На протяжении последних месяцев ситуация на украинском автомобильном рынке стабильная. Но весьма тяжелая.
При отсутствии массового потребительского автокредитования объем рынка новых автомобилей держится на уровне 13 тыс. единиц в месяц с незначительными колебаниями. Действия государства и его «хирургическое» вмешательство в «живой» рыночный организм в значительной степени определит будущее: как быстро «пациент» реабилитируется или еще быстрее устроим ему «пышные проводы»?
Автоимпортеры даже не упоминают о государственной поддержке автомобильного рынка, не кивают в сторону Европы с ее компенсациями при покупке нового автомобиля, поскольку как никто понимают «невыносимую легкость кризисного бытия». У них лишь одна просьба или пожелание: «давайте соблюдать условия честной конкуренции». Давайте начнем воплощать в жизнь этот важный тезис, тем более что Украине, которая собирается принимать футбольное Евро-2012, необходимо учиться играть по правилам fair play.
Цена вопроса — поддержание финансовой жизнедеятельности десятков импортеров и тысяч официальных дилерских центров, которые платят налоги и зарплаты Украине и украинцам. Как человек, работающий на этом рынке, считаю, что в условиях финансового кризиса государство должно наложить мораторий на любые увеличения ставок налогов, таможенных пошлин и акцизных сборов. Имеет смысл сделать все возможное для стабилизации условий работы автомобильного бизнеса страны, который должен существовать в условиях честной конкуренции, чего, к сожалению, пока не происходит. Производители автомобилей «живут» кризисом, ищут новые высоко оперативные решения и находят их.
Что же делает в это время власть? Не успели отменить 13%-ную пошлину на импорт автомобилей, как зреет идея ввести 15%-ную, но под другой «упаковкой». Так, чтобы теперь Всемирная торговая организация не смогла предъявить свои претензии.
Смею утверждать: новые надбавки к существующим пошлинам — не панацея. Отечественный автопром от этого не получит абсолютно никаких преимуществ. А вот серые дилеры — да. В проигрыше останутся не только импортеры, но и государство, так как потеряет часть поступлений в государственный бюджет.
Ярослав ВОВК, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом «НИКО», официального импортера Mitsubishi Motors в Украине
Инф. delo.ua