По данным Ernst&Young, из-за высоких заработков ведущих клубов матчи с их участием становятся все более предсказуемыми и неинтересными.
Чем больше у футбольного клуба денег, тем больше голов забивают его игроки и тем менее увлекательными становятся футбольные матчи в национальной лиге, в которой он выступает. Тенденция в последние 15 лет только укрепляется: больше зарабатывающий клуб чаще побеждает, получая дополнительные доходы, которые можно тратить на покупку новых сильных игроков. Слабые клубы становятся еще слабее и теряют возможность конкурировать с лидерами чемпионатов. Исход матчей становится более предсказуемым, интерес болельщиков к ним падает, и это приводит к снижению доходов от продажи билетов, атрибутики и прав на трансляцию матчей.
По оценке компании Ernst & Young самая предсказуемая, а значит самая неинтересная из всех главных европейских лиг – английская премьер-лига, матчи которой смотрит весь мир. Грозит ли АПЛ коллапс, вызванный отвращением публики к предсказуемости, компания не уточняет. Самыми увлекательными и непредсказуеыми компания назвала матчи с участием французских ФК.
Ernst & Young, оценивая способность национальных лиг генерировать высокий доход в долгосрочной перспективе, исходит из показателя сбалансированности того или иного турнира. Идеально сбалансированная лига, по версии исследователей, состоит из равных по силе команд, исход матчей между которыми предсказать невозможно. Такие матчи, считают исследователи, привлекают больше болельщиков, а значит, приносят больший доход.
Абсолютно несбалансированная лига, соответственно, имеет единственную сильнейшую команду, которая выигрывает все матчи, и слабейшую, проигрывающую все подряд. Эти два варианта, понятно, существуют только в теории, – как и абсолютное равенство, и абсолютное неравенство в обществе. Близость к первому идеалу Ernst & Young посчитал благом для экономики лиги, а близость ко второму – злом.
Оценив таким образом ведущие европейские футбольные лиги, Ernst&Young обнаружила, что наиболее сбалансированной является Бундеслига, за ней следует французская Лига 1. За ней идут испанский и итальянский чемпионаты, а замыкает пятерку английская премьер-лига. По выбранным исследователями критериям ровно так и получается: они считают разрыв между пятью сильнейшими клубами и всеми остальными. Если бы, например, за эталон неравенства брали две сильнейшие команды, впереди были бы испанцы, — но ни в одной лиге Европы нет таких сильных пяти команд, как в этом сезоне в Англии.
То, что пока еще англичане впереди, в Ernst&Young объяснили особенностями спортивного менеджмента. Италия и Испания, например, отстают из-за дисбаланса в распределении доходов от продажи прав на трансляцию: здесь телеправа на домашние матчи лидеры продают самостоятельно, — в отличии от других ведущих футбольных стран, где этот процесс централизован — с последующим перераспределением доходов между всем командами в зависимости от их спортивных результатов.
В странах, где существует централизованная система, доходы слабых клубов лишь в половину меньше, чем у лидеров. В Италии и Испании же доходы аутсайдеров лиги составляют всего 6-7% доходов «Реала» и «Барселоны». Лидеры испанского национального чемпионата зарабатывают по 150 млн евро каждый год от продажи телеправ, итальянские лидеры чуть меньше – около 100 млн евро. Доходы лидеров чемпионата Германии, где права на трансляцию продаются централизованно, – 25-30 млн евро, и они не сильно больше доходов аутсайдеров, получающих по 13-15 млн евро. Впрочем, Италия с сезона 2010-11 вводит централизованную продажу прав на трансляции.
Естественно, чем больше зарабатывает клуб, тем больше у него шансов усилиться. Так и нарушается баланс в национальной лиге, считают в Ernst&Young: кто пойдет смотреть матч, в котором победитель заранее известен? Еще один фактор, нарушающий баланс в национальных лигах – готовность некоторых владельцев клубов покрывать убытки команд из собственного кармана. Особенно, если этот владелец — Роман Абрамович. Но вся социалистическая модель, которая, как считают в Ernst&Young, должна применяться в национальных лигах, категорически не работает в Лиге Чемпионов.
Французские и немецкие команды, как правило, вылетают не позже четвертьфиналов. Победителями же, как известно, все чаще становятся команды из Италии, Испании и самой несбалансированной и предсказуемой с точки зрения Ernst&Young английской премьер-лиги. И без существенного увеличения финансирования нескольких лучших команд (возможно в ущерб аутсайдерам), в главном европейском турнире немцам и французам ничего не светит.
Желание победить в Лиге может разорить местных болельщиков: Ernst&Young уверен, что финансовое могущество английских клубов основано на высоких ценах на билеты и стоимости трансляций на платных каналах – они значительно выше, чем в Германии. Причем это не только чисто английская странность — трансляция английского чемпионата за пределами острова тоже самая дорогая и самая востребованная. Неплохо для самого неинтересного и предсказуемого чемпионата.
Источник: Ernst & Young
Инф. delo.ua