Желудок человека испещрен нервными клетками, передающими головному мозгу сигналы, влияющие на наше эмоциональное состояние, показывают новейшие исследования.
Происходящее в наших желудках для многих остается тайной, покрытой мраком. Но новые исследования показывают, что состояние желудочно-кишечного тракта влияет на наш аппетит и настроение намного сильнее, чем мы думали.
Мне довелось понаблюдать, как происходил процесс пищеварения у меня в желудке. Каша, которую я съел на завтрак, измельчалась, подвергалась воздействию кислоты и выталкивалась в тонкую кишку в виде массы, носящей название химус, а я наблюдал за всем этим в режиме реального времени вместе с группой зрителей в лондонском Музее науки.
Вместе с завтраком я проглотил камеру, встроенную в миниатюрную капсулу. Целый день капсула проходила через различные отделы моего желудочно-кишечного тракта, передавая изображение на гигантский экран.
Вначале капсула попала в желудок. Происходящие в нем сложные процессы управляются так называемым "маленьким мозгом". Стенки желудка и кишечника выстланы нервными клетками. Их там более 100 млн – то есть больше, чем в голове кошки.
К процессам мышления эта сеть нейронов имеет мало отношения, но она выполняет жизненно необходимые функции управления пищеварением: химической обработки пищи, движения органов пищеварения, всасывания питательных веществ и витаминов.
Через блуждающий нерв желудочные нейроны связаны с клетками головного мозга, что часто сказывается на нашем эмоциональном состоянии.
Например, ощущение щекотания в желудке – это проявление взаимодействия нервных клеток в голове и в желудке. Когда мы ощущаем беспокойство или страх, кровоток перенаправляется от пищеварительной системы к мышцам, и желудочные нейроны начинают подавать сигналы, требующие дополнительных поступлений крови.
В неактивном состоянии желудок имеет размер примерно с кулак. Чтобы вместить пищу, принятую во время обильной трапезы, он расширяется в 40 раз – до объема около 2 литров.
Прежде считалось, что рецепторы растяжения желудка сигнализировали мозгу, что он заполнен, и пора прекращать есть. Но оказывается, что сигналы голода и насыщения, генерируемые в желудке, структурированы сложнее.
Благодаря этому врачи сумели вылечить Боба Лакханпала, который никогда не испытывал чувства сытости, сколько ни ел. Из-за этого он располнел до 127 кг. В возрасте 28 лет у него случился сердечный приступ.
Чтобы подавить ненасытный аппетит Боба, врачи сделали ему операцию желудочного шунтирования, сократив путь пищи через желудок и тонкую кишку.
Может показаться, что вместо этого было бы достаточно уменьшить размеры желудка: чем он меньше, тем быстрее заполняется и требует прекратить есть.
Однако на самом деле все происходит не совсем так, говорит Ахмед Ахмед, хирург лондонской больницы Чаринг-Кросс, оперировавший Боба.
"По современным представлениям, хирургическое вмешательство вызывает изменения в различных гормонах, химических посредниках, которые воздействуют на ощущение голода и сытости, и в конечном итоги приводит к потере веса. Операция, сделанная Бобу, отделила и изолировала участок его желудка, где производится больше всего грелина – гормона, который более всего влияет на ощущение голода", - рассказывает врач.
По замыслу хирургов, после операции объем производимого грелина должен был необратимо сократиться. Уменьшенный желудок был присоединен к тонкому кишечнику ниже, на участке, известном как подвздошная кишка. Именно там выделяется другой гормон, пептид YY, который, напротив, создает ощущение сытости.
В норме пища проходит путь от желудка до подвздошной кишки за 20 минут, после чего выделяется пептид YY и сигнализирует о сытости. Именно поэтому лучше есть медленно, чтобы дать желудку время сгенерировать сигнал сытости и избавить себя от последствий переедания.
Хирурги приблизили желудок Боба к подвздошной кишке, и сигнал о наступлении сытости начал доходить до мозга гораздо быстрее.
Спустя три недели после операции Боб уже сбросил 19 кг.
"Теперь мне достаточно немного поесть, и я уже сыт. Я доволен, моя семья довольна, пусть все так и остается. Жду, когда похудею еще больше", - радуется отец четверых детей.
Сделанная Бобу операция желудочного шунтирования применяется лишь в исключительных случаях, но фармакологи активно разрабатывают препараты, воспроизводящие действие пептида YY.
Мы часто думаем, будто именно мозг управляет нашим процессом принятия решений, но из описанной операции видно, что происходящее в кишечнике серьезно влияет на наше поведение.
К примеру, когда мы плотно поели и хотим прилечь, это происходит потому, что до трети крови отвлекается на кишечник. Чтобы не мешать его жизненно важной работе, другие части организма снижают свою активность.
Именно этим был продиктован совет, который многие из нас слышали в детстве - что после еды лучше ограничить физическую активность.
Инф. korrespondent.net