Самые замечательные произведения графики, живописи, скульптуры, а ныне и художественной фотографии были бы невозможны без человеческого тела. Обнаженное, оно прекрасно – в нем видна и душа, которую мы вынесли из Эдема.
Вернемся к библейской легенде из Книги Бытие. Oбнаженное человеческое тело, созданное Богом, было создано по Его образу и подобию. Оно было изначально совершенно, благопристойно. «И увидел Бог, что это хорошо», – глядя на свое лучшее творение, на нагих Адама и Еву. И, если устыдились они потом своей божественной наготы, то потому только, что они, наивные, преждевременно вкусившие от древа Добра и Зла, в этом своем проступке ослушались Господа. (C какой целью в Божий сад был почему-то допущен Змий-искуситель не объясняется.)
Не тот ли грех наших прародителей превратился потом в табу наготы?
В одном из современных путеводителей по натуризму замечено, что одной из причин того, что он оказывает благотворное воздействие на душевное здоровье человека, можно назвать хотя бы временное избавление от одежды. Сколько излишнего напряжения вносит она в нашу жизнь! Одежда заставляет нас постоянно пребывать в искусственно созданном мире, где люди одеваются в соответствии со своим социальным статусом, определенной ролью и поведением. Освобождаясь от этой "униформы", мы освобождаемся и от связанного с ней беспокойства. И тогда в нашей жизни наступает момент, когда возраст, профессия, социальный статус не имеют никакого значения. И мы обнаруживаем, что наши отношения с другими людьми складываются из главного – из того, кто мы на самом деле.
Освобождая от одежды тело, мы освобождаем наш разум и дух. Более того, необходимость постоянного обязательного ношения одежды может задерживать физиологический рост и здоровье человека. Д-р Роберт Хенли Вуди пишет: "Страх показать свое тело - это защитная реакция. Всегда одеваться, даже тогда когда в этом нет никакой необходимости по социальным мотивам или исходя из потребности в физическом комфорте, - означает надевать на себя броню, которая не защищает вас, но блокирует ваше поведение, психику и здоровье.
А натуристу в буквальном смысле этого слова нечего прятать. Поэтому у него меньше причин и для возникновения стресса. Этот факт подтвержден исследованиями. По словам Пола Аблемана: "Снятие одежды символизирует "снятие груза цивилизации вместе со всеми ее заботами. Натуристы избавляются не только от одежды, но и от необходимости "украшать" свою внешность для окружающих, соблюдать разного рода ограничения, требования этикета. Вдобавок можно сказать, что натурист снимает с себя груз проблем, накопившихся в течении дня. Он как бы вновь рождается".
Одежда скрывает естественное разнообразие человеческих форм и размеров. Если человек никогда не находился в присутствии других обнаженных людей, то он вырастает с неверными и нереалистичными представлениями о человеческом теле. Его взгляды основаны даже не на образах, а на стандартах из средств массовой информации, в намеренно искаженных модных стереотипах корыстной рекламы. Вас обманывают для того, чтобы продать нечто совершенно ненужное, а то и опасное – и вы становитесь жертвой этого корыстного обмана.
Как не вспомнить, что операции по увеличению и изменению формы женской груди были основным видом бизнеса косметической хирургии в США. В 1990-х годах американские женщины делали ежегодно более 100.000 таких операций. Хелен Браун, которая была тогда редактором журнала Cosmopolitan, говорит: "Я знаю, что 80% женщин в этой стране не представляют, как выглядит грудь у других женщин. Боже мой! Не парадоксально ли считать себя эмансипированной женщиной и не знать при этом, как выглядит женское тело за исключением своего собственного?"
Ну, а теперь послушайте д-ра Поля Фусселла: "Даже небольшое время проведенное на нудистском пляже убедит большинство женщин, что их груди и бедра не такие уж "неправильные", как они думали прежде, глядя на свое отражение в зеркале. И выглядят они вполне естественно, а все "неправильное" – в рекламе и модных журналах. Аналогичные вещи происходят и с мужчинами: если вы думаете, что природа оказалась несправедлива и вы не выиграли главный приз в анатомической лотерее, то проведите некоторое время среди нудистов. Вы узнаете, что все мужчины выглядят примерно одинаково и гигантские члены не только редко встречаются, но и выглядят как уродство".
Тело, спрятанное под одеждой рождает невежество об естественных физиологических процессах, таких как беременность, половое созревание и инволюция. Дети (и даже взрослые), которые вырастают в окружении нудистов имеют гораздо меньше проблем в отношении этих физиологических изменений. Маргарет Мид пишет: "Одежда отделяет нас как от наших собственных тел, как и от тел других людей. Мы скрывает свое тело, скрывает беременность, кормление грудью. А ведь у каждого из нас было замечательное детское желание понять и соединить воедино свои очень скудные познания о жизненных циклах мужчины и женщины".
Появляясь на свет, дети, как маленькие Адам и Ева, не знают того, что своих тел нужно стыдиться. И их настойчиво учат стыдиться собственной прекрасной наготы.
Но и такой, воспитанный стыд не абсолютен. Он всегда связан с различными ситуациями и, конечно, особыми, запретительными обычаями. Например, восточная женщина, застигнутая врасплох в раздетом виде, закроет свое лицо, а не свое тело. Она может без стеснения обнажить свою грудь, но при этом будет думать, что открытая задняя часть ее шеи и головы более неприлична. Джеймс Вебер обращает внимание на то, что восточная крестьянка, повстречавшаяся в поле с незнакомцем, закроет свою голову юбкой, выставив напоказ ту часть своего тела, которую, по мнению жительниц Европы, следовало бы прикрыть в первую очередь. В древней Палестине женщина должна была держать свою голову покрытой. Один факт появления её вне стен дома с непокрытой головой мог бы стать причиной для развода. В дореволюционном Китае было позором для женщины показать свою стопу. В 18 веке во Франции было неприлично оголить плечо, в Турции женщины закрывали свои лица, а филиппинки берегли от чужих глаз только пупок.
Итак, представление о том, что одежда нам необходима для того, чтобы не испытывать чувства стыда, определяется нашей культурой. Но и это представление верно не для каждой культуры и даже не для всех людей одной культуры.
Стыд не связан прямо с наготой, он проявляется, как ответ на появившееся у человека ощущение своего отличия от социального окружения. Как свое отступление от общепринятых взглядов на ношение одежды или украшений. Есть же люди в некоторых племенах, которые ходят абсолютно обнаженными, но обязательно с украшениями в ушах. Без них они бы почувствовали себя опозоренными. Между прочим, здесь же объяснение любопытного факта, когда посетители нудистского пляжа чувствуют себя нестерпимо неловко, если они одеты. Психолог Элгари Богардус пишет: "Нагота никогда не вызывает смущения, когда она не осознается нарушением принятого порядка и нравственными представлениями окружающих. Стало быть, новичок, попавший на нудистский пляж после первоначального волнения очень быстро перестает испытывать какие-либо трудности, так как его нагота не только не противоречит принятым здесь моральным нормам, но и приносит ему доброе чувство единства с окружающими. Новичок становится своим. В дальнейшем общении ему становится понятно, что нагота здесь настолько естественна, что окружающие даже не замечают, что их тела обнажены. И это удивительно помогает общению. Обнаженные люди – равные люди. И тут на первый план выходят их душевные качества.
Проведенные психологические исследования показывают, что чувство стыда не может быть связано с наготой в принципе. Для натуриста стыд - это не отсутствие на нем одежды, а совершенно другое. По данным Мартина Вейнберга, основное отличие между натуристами и "текстильщиками" лежит в их различном понимании ситуации. Это совсем не значит, что у натуристов нет стыда или скромности. Только у них свое четкое представление о безнравственности и сексуальном поведении. Натуристы воспринимают человеческое тело, как нечто совершенное, то чего не надо стыдиться.
Сохранившиеся за Земле дети природы - многие племена даже сегодня ходят полностью обнаженными. Других в контактах с "современным миром" учат прикрывать наготу. Пол Аблеман пишет: "Миссионеры пытаются одеть "голых", пытаются "улучшить" их мораль, но это почти всегда оканчивается неудачей и ухудшением жизни детей природы. То, что делают миссионеры, напоминает ситуацию в Эдемском саду со Змием-благодетелем. Моральные устои в исчезнувших племенах удивительно соответствовали библейской картине рая. Миссионеры же в своих колониальных шлемах и шортах разрушали это. Обнаженные люди действительно испытывали смущение, когда впервые надевали на себя такую одежду. Это было равноценно тому, как Адаму и Еве подсунули познание "добра и зла". Только у них это было следствием, а здесь причиной разрушения райской жизни. Исключений было мало. И самым замечательным добрым примером был Микола Миклухо Маклай, который относился к детям природы бережно и даже с любовью. И они отвечали ему тем же. Но Микола был не миссионером, а ученым.
К счастью, многие жители тропических лесов Амазонки доныне ходят обнаженными, даже когда у них есть возможность одеться. То же самое относится и к аборигенам центральной Австралии. Даже в прохдадной Северной Америке нагота была обычным делом среди местных племен до прибытия европейцев. Люкс и Кларк писали о практически голых людях на севере тихоокеанского побережья. Луис Хеннекин писал в 1698 году о племени индейцев в Милуокки: "Летом они ходят совершенно голыми, носят только одну обувь, сделанную из кожи буйвола". Он описал еще ряд других племен, которые также обходились без одежды. Колумб рассказал об индейцах, обнаруженных им на Карибских островах в 1492 году: "Они ходят в чем мать родила, в том числе и женщины". Жители Полинезии и Гавайских островов носили минимум одежды, но сбрасывали ее у воды до тех пор, пока туда не прибыли христианские миссионеры во главе с капитаном Куком в 1776 году.
Для уцелевших племен полная или частичная нагота - часть их культуры. Поль Аблеманн так объясняет это: "У членов племени одежду заменяют разного рода украшения или раскрашенные части тела, которые несут необходимую информацию о людях (Любопытно, как эта древняя традиция возрождается на праздниках современных натуристов и нудистов!) Когда в этой простой, но гармоничной культуре детей природы появляются змии-миссионеры, то своей пошлой одеждой они губят драгоценные признаки древней культуры. Повторяем, что в ней татуировки, раскраски и украшения очень важны, как регуляторы отношений в племени. Для этих добрых своими помыслами, безгрешных людей так же дурно надевать на себя все придуманные в этом мире одежды, как натуристам выходить на природу по-миссионерски. Ну, разве что ради иронической сценки:
А разрушение жизни детей природы продолжается. До сих пор миссионеры упорно внедряют в культуру других народов свою "благопристойность". И это вызывает справедливый протест. Бернард Рудофский пишет: "Люди природной культуры часто относятся к моральной агрессии негативно". Джулиан Робинсон добавляет: "Миссионеры 18-19 веков и колониальные администраторы были опасно ослеплены собственной религией, своими сексуальными предубеждениями, своими символами, одеждами и прочими дурными предметами тогдашней моды - тугими корсетами, напудренными париками, тесной обувью – словом, всем негодным для жизни в колонии. Однако, именно эти упрямые до тупости миссионеры и администраторы избавляли язычников от дикарских обычаев. К сожалению, это привело к тому, что многие традиционные формы художественного украшения тела, были разрушены, утрачены навсегда". Рассел Нансен замечает, что Генри Мортон Стенли, спасавший Дэвида Левингстона в Бельгийском Конго, по возвращении в Англию произнес памятную речь в торгово-промышленной палате г. Манчестера. Он откровенно сообщил аудитории, что их обязанность, как христиан, состояла в том, чтобы аборигены, населявшие бассейн реки Конго не только приняли Христианство, но и стали носить одежду. Зачем? А чтобы увеличить продажу ткани, произведенной в Манчестере. Аудитория без всякого стыда аплодировала стоя. Поучительно проследить, как позднейшие тоталитарные режимы - сталинизм и нацизм - отнеслись в своих границах к нудистам и натуристам. Ни о каком стыде режимов речи быть не могло.
Но давайте все же разберемся теперь со стыдом и обнаженностью. Большинство антропологов не считают чувство стыда причиной появления одежды. Она первоначально появилась в стремлении людей украсить свое тело. Для сохранения тепла, а тем более для прикрытия интимных мест она стала использоваться значительно позже. Следовательно, появление чувства стыда было результатом ношения одежды, а не ее причиной. А уж после понятия"стыд" возникло и "бесстыдство". То, что это извращенные религиозные и социальные феномены, а уж никак не проявления человеческой природы доказывает то, что нагота так ярко представлена в искусстве от самых его древних форм – до расцвета в античности и далее – до наших дней.
Самые замечательные произведения графики, живописи, скульптуры, а ныне и художественной фотографии были бы невозможны без человеческого тела. Обнаженное, оно прекрасно – в нем видна и душа, которую мы вынесли из Эдема.
Инф.bigbord.net