В преддверии открытия автосалона в Детройте международная консалтинговая компания KPMG спросила у топ-менеджеров отрасли, каких кардинальных изменений они ждут в ближайшие пять лет.
Мировому автопрому в ближайшие годы предстоят серьезная перегруппировка сил, существенная корректировка бизнес-моделей и усиленный поиск ответа на ключевой технологический вопрос. Таково мнение топ-менеджеров отрасли, опрошенных международной консалтинговой компанией KPMG, пишет BFM.ru.
Наступление азиатских производителей
Отвечая на вопрос, какие производители в ближайшие пять лет имеют наилучшие шансы увеличить свою долю на мировом автомобильном рынке, 81% респондентов назвал немецкий концерн Volkswagen. Второе место с 70% голосов занял другой автостроитель из Германии — BMW. Столько же набрала и пока малоизвестная на Западе китайская компания BAIC.
На четвертом месте с отрывом всего в два процентных пункта оказалась японская корпорация Toyota. За ней, но уже с большим отрывом, идут корейский производитель Hyundai/Kia, три китайские компании — SAIC, FAW и Geely, японский Nissan и индийский концерн Tata, которому принадлежат британские бренды Jaguar и Land Rover.
"Из десяти предприятий с наилучшими перспективами роста восемь — азиатские. Среди них в свою очередь большинство составляют китайские фирмы", — подчеркивает Матье Майер (Mathieu Meyer), который возглавляет KPMG-отдел, занимающийся автомобилестроением.
Таким образом, опрошенные топ-менеджеры (200 генеральных директоров и членов правлений фирм, работающих в области автомобилестроения) исходят из того, что в ходе глобальной перегруппировки сил, начавшейся в отрасли, свои позиции существенно укрепят азиатские государства и в целом страны с растущими рынками: именно там будут наиболее быстрыми темпами расти и объемы производства, и продажи.
Восточная Европа как плацдарм для экспансии
Участники опроса исходят из того, что автомобили, в настоящее время выпускаемые в странах БРИК (Бразилии, России, Индии, Китае) преимущественно для внутреннего рынка, к 2018 году будут полностью соответствовать стандартам качества в развитых государствах. Следовательно, экспорт из этих стран возрастет. Это еще сильнее усугубит ситуацию в Европе, где многие участники опроса ожидают в ближайшие пять лет самого существенного сокращения и производства, и продаж. Хуже всего дела пойдут в Италии и Испании.
Большинство участников опроса KPMG исходят из того, что широкомасштабное наступление на европейском рынке новые азиатские игроки начнут с Восточной Европы. "В свою очередь плацдармом для экспансии китайских или индийских компаний на американском континенте станет Мексика", — отмечает Матье Майер.
На Западе — экология, на Востоке — престиж
Серьезной технологической проблемой для глобально действующих производителей, которые стремятся снизить свои расходы путем дальнейшей унификации выпускаемых ими на разных континентах моделей, станут существенные региональные различия во вкусах, приоритетах и предпочтениях автолюбителей, указывается в исследовании KPMG.
Так, в индустриально развитых странах растет спрос на небольшие и экологичные машины. Поэтому здесь наиболее быстрыми темпами будет расти спрос в сегментах мало- и микролитражек, полагают участники опроса. Такие же модели будут по-прежнему востребованы и в развивающихся странах. "В то же время мы видим, что на растущих рынках увеличивается спрос на престижные автомобили, например из сегмента SUV. Вот и получается, что тенденции в развитых и развивающихся странах в конечном счете все-таки разные", — считает Майер.
Отрасль готовится к гибридам и каршерингу
Впрочем, больше всего отрасль волнует совсем иная технологическая проблема: какие двигатели будут в перспективе доминировать в отрасли? Недавний ажиотаж вокруг электромоторов и электромобилей, похоже, закончился. Во всяком случае, опрошенные специалисты полагают, что в ближайшие пять лет основные инвестиции пойдут на совершенствование моторов внутреннего сгорания. Одновременно растет интерес к гибридам plug-in — моделям, в которых двигатель внутреннего сгорания соседствует с электромотором, подключаемым к электросети (розеточные гибриды).
Ну, а в сфере маркетинговой стратегии автостроителям предстоит найти адекватные ответы на меняющееся отношение к автомобилям в развитых странах: ими хотят пользоваться, но их все реже хотят покупать и содержать. Поэтому три четверти участников опроса считают, что в ближайшем будущем заметно возрастет роль различных моделей аренды автотранспорта — таких, например, как каршеринг (Carsharing). А свыше половины участников опроса полагают, что автомобилями все чаще будут пользоваться в сочетании с общественным транспортом.
Инф. delo.ua