На прошлой неделе одна из моих коллег написала мне, что в детстве мама, видимо, привила ей настолько глубокую привязанность к музыке, что та порой оказывает на нее слишком сильное влияние. Выяснилось, что в документальном фильме, который недавно смотрела моя знакомая, певица Стиви Никс исполняла акустическую версию своего знаменитого «Оползня», да так навязчиво, что песня надолго застряла у нее в голове. Я и сама не заметила, как тоже начала напевать «Оползень», даже не дочитав до конца сообщение подруги. И до сих пор эта песня всё крутится и крутится у меня в голове!
Как сказал известный блоггер Пэт Галлахер, «Некоторые мелодии присасываются к вашему мозгу, как пиявки, хотите вы этого или нет». Вот и «Оползень» – он словно прописался в моей голове и никак не желает ее покидать. Будь на то моя воля – сдала бы ее в аренду! Правда, я стараюсь смотреть на это с оптимизмом. В каком-то смысле то, что произошло, мне даже помогло, ведь «Оползню» удалось, наконец, вытеснить из моей головы песню «Ride Wit Me», поселившуюся там целых три месяца назад. До нее у меня внутри постоянно крутилась композиция «One Day», а еще раньше – «New Soul», да к тому же на протяжении целого лета!, пишет ja-zdorov.ru
Что тут поделаешь – как говорится, «червяк в ухе» (earworms), и этим всё сказано. Видимо, я чересчур восприимчива, как определил бы психолог. И ведь нет ни прививок, ни лекарств, ни каких-либо иных способов избавиться от этого навязчивого «червяка в ухе»! Правда, некоторые опытные женщины говорили мне, что изгнать из мозгов песню-прилипалу помогает отгадывание кроссвордов. Я попробовала – действительно помогает, но лишь на некоторое время.
Существует теория, согласно которой если уж какая-то мелодия надолго застревает в голове – значит, на то есть веские причины. Например, родители порой всю оставшуюся жизнь напевают про себя, а иногда и вслух, колыбельные, которые они пели перед сном своим детям, когда те были еще совсем маленькими. Есть песни, которые мы невольно связываем с определенными воспоминаниями, в результате чего «червяк в ухе» тут же начинает нас преследовать. Например, композиция певицы Карли Саймон «Let The River Run» звучит у меня в голове каждый раз, когда я ссорюсь со своим мужем. Эта песня была одной из моих любимых, когда я встречалась со своим прежним бойфрендом. Интересно, как объяснил бы этот феномен мистер Зигмунд Фрейд?
Психолог Виктория Уильямсон утверждает, что примерно у 90% людей та или иная мелодия застревает в голове, по крайней мере, раз в неделю. Обычно это происходит из-за того, что ее легко запомнить. При этом люди зачастую даже не контролируют этот процесс или вовсе не замечают «шарманку» у себя в голове – а незваная песня знай себе крутится! Зато, по глубокому убеждению Виктории Уильямсон, иногда это очень удобно и даже необходимо – например, при научных исследованиях той же памяти. Она тешит себя надеждой, что когда-нибудь люди научатся запоминать и затем выуживать из своего подсознания любые факты с той же легкостью, с которой внезапно возникают непрошеные мелодии. Это поможет науке решить многие проблемы, связанные, например, с амнезией или старением мозга. «Если мы когда-нибудь овладеем искусством подчинять своей воле такие явления, как «червяк в ухе», это пополнит наш арсенал еще одним полезным инструментом для более эффективного решения вопросов, связанных с памятью», – рассказывает госпожа Уильямсон в своем интервью «The Huffington Post». Она считает, что чем старше мы становимся, тем реже нас беспокоят «червяки в ухе». «Насколько мы можем судить, – говорит она, – это свидетельствует о том, что с возрастом люди, как правило, отчасти утрачивают связь с прошлым и реже вспоминают о том, что было когда-то».
Согласно сведениям, опубликованным на ее сайте, 15% людей считают «earworms» («червяков в ухе») нарушением какой-либо функции мозга (вроде психического), а каждый третий называет их «неприятными». И хотя эти «червяки», по сути, безвредны, иногда они всё же мешают сосредоточиться и сделать что-нибудь нужное, а то и вовсе заставляют забыть о чем-то очень важном. Да, и еще одно: «earworms», по-видимому, весьма заразны. Иногда даже при простом упоминании о какой-нибудь песне она вдруг надолго застревает в голове – точно как этот пресловутый «Оползень» в моем случае. Кстати, может, кто-нибудь посоветует, как мне от него, наконец, избавиться?
E-NEWS.COM.UA