В любом дизеле конструкторы выделяют неподвижные и подвижные детали. В число неподвижных относится сам остов двигателя, фундаментальная рама, станина, блок-цилиндров и крышки цилиндров. Подвижные детали представляет кривошипно-шатунный механизм, шатуны, поршни, коленвал и маховик.
Основная деталь, на которую приходится больше всего действующих сил – это фундаментальная рама. Судовой дизель имеет такую конструкцию, что эта рама крепится непосредственно к фундаменту судна. После этого на фундаментальной раме устанавливаются станины, а на станинах – цилиндры. Однако когда строится судовой дизельный двигатель для речного флота, то в нем станины и цилиндры чаще делают как одну деталь. Внутри фундаментальная рама и блок-картера формируют замкнутое пространство, в котором движется кривошипно-шатунный механизм.
Цилиндры сверху закрывают крышками, в которых вставляются клапаны, форсунки и другие детали. Поскольку при работе двигателя цилиндры нагреваются до высокой температуры, эта температура передается также на стенки блока-картера и на крышку цилиндров. Во избежание перегрева, все эти детали охлаждают водой через соответствующие магистрали.
Поршень в таком двигателе имеет соединение с шатуном. Верхняя часть поршня оснащается уплотнительными кольцами, которые предотвращают поступление водуха или газа из поршня во втулку цилиндра. Подшипники, в которых и происходит вращение коленчатого вала, имеют опору на фундаментальной раме. Внешний конец коленвала одет в маховик с большим моментом инерции, что исключает значительные колебания частоты вращения коленвала.