Отношение к введению нового дорожного сбора в России полярно. С одной стороны необходимость унификации системы дорожных платежей со странами ЕС назрела давно. С другой стороны у России особая стать, и опыт европейских стран следует перенимать вдумчиво и осторожно.
Постановление Правительства РФ №504 о дорожном сборе с владельцев грузовых автомобилей с общей массой равной или превышающей двенадцать тонн вступает в силу через год и, безусловно, окажет серьезное воздействие на рынок транспортных услуг в целом.
Возрастут тарифы на автоперевозки. Отрасль и сегодня работает в условиях преобладания факторов тарифного роста, к которым относится планомерное повышение акцизов на бензин и дизельное топливо. Соответствующим образом отреагируют и операторы РЖД, проиндексировав тарифы на грузоперевозки железнодорожные. О величине роста тарифов пока судить сложно. Однако ставка в три с половиной рубля за один километр пробега по дорогам федерального значения - цифра не маленькая.
Возрастет нагрузка на автодороги областного значения. Впрочем, возможно, что федеральное дорожное агентство будет каким-то образом регулировать финансовые потоки между территориальными управлениями. Однако, риск того, что областные дороги окажутся в состоянии недофинансирования, высок, и их без того плачевное состояние будет ухудшаться.
Следует предположить, что введение нового дорожного сбора будет способствовать перераспределению структуры подвижного состава. На тяжелые грузовые автомобили сегодня приходится около тридцати процентов парка грузовиков. Эта доля будет поступательно снижаться, так как спрос на грузовики с общей разрешенной массой до двенадцати тонн возрастет. Падение спроса на грузовые автомобили в первом полугодии коснулось всех весовых категорий. Но эпицентром падения стал класс тяжеловесов, в котором объемы продаж не снизились, но упали на тридцать процентов. В большей части это является отражением общей экономической ситуации, но нельзя отрицать и влияние негативных ожиданий транспортных компаний, связанных именно с возможным введением данного дорожного сбора. Характерно, что в сегменте легких коммерческих грузовиков, некоторые марки вырвались из общей тенденции и продемонстрировали рост продаж, причем не малый. Компания Ford, с самой популярной на российском рынке моделью Transit, увеличила объемы продаж более чем на сорок процентов.
Не касаясь технических вопросов, связанных с уплатой дорожного сбора, которых более чем достаточно, хочется остановиться на еще одном обстоятельстве. Это порядок уплаты. Автоперевозчики обязаны внести предоплату исходя из предполагаемого пробега по федеральным трассам за предстоящий отчетный период. Отчетным периодом является месяц. Возможно ли автоперевозчикам, в сегодняшних рыночных условиях, в деталях спланировать свои маршруты на месяц вперед?
Автор публикации URFOTRANS.RU