Собеседник Первого Информационного – всемирно известный дирижер Джордж Пехливанян (George Pehlivanian).
- После стольких лет отсутствия, когда Вы вышли из самолета, Вы восхищались аэропортом. Кроме аэропорта, есть ли еще что-то в Армении, что вызвало Ваше восхищение?
- Армения всегда восхищала меня. Я очень впечатлен, потому что многое изменилось. В первую очередь, чистые дороги, и деревья, потому что когда я жил в Армении, уже не было деревьев.
- В 90-ые годы…
- Потому что у нас не было другой возможности, мы вынуждены были рубить деревья, чтобы обеспечить тепло. Безусловно, много ресторанов, я увидел много новых гостиниц, новых зданий. Мне очень понравился этот визит, увидеть новый Ереван, в мирное время, нашу улыбающуюся и спокойную молодежь, народ более спокоен, и я очень впечатлен всем этим.
- Под этими красивыми улицами, зданиями, красивыми гостиницами было что-то скрыто? Вы говорите, что молодежь улыбается, но встречались ли вы и с поглощенным заботами Ереваном, успели рассмотреть скрытые под красивой оберткой, те проблемы, которые волнуют сегодня Ереван?
- Столица каждой страны имеет свои проблемы, во всех городах – в Париже, Лондоне, Женеве, есть свои проблемы. И я уверен, что в Ереване должна быть та же ситуация, потому что, если не будет, то это ненормально. К сожалению, я не видел другую сторону жизни, потому что времени не было, чтобы пойти, посмотреть, потому что в Армении я всегда видел другие стороны, я хотел видеть, и просил, чтобы меня возили по разным районам, чтобы посмотреть, и пообщаться с людьми. Этот визит получился очень коротким и наполненным, потому что уже тринадцать лет я не был в Армении, и все хотят видеть меня, поэтому я был очень занят. Надеюсь, что в следующий раз у меня будет больше времени, и тогда смогу все разглядеть.
- Маэстро, Вы живете в Париже, где много наших соотечественников. Эмиграция продолжается также и сегодня, многие эмигрируют во Францию. Вы узнавали, в чем причина этой эмиграции?
- Честно говоря, я международный артист, не только армянин. Безусловно, я армянин, чувствую себя армянином, со своими детьми дома разговариваю на армянском, моя супруга не армянка, значит, то, что мои дети говорят на армянском, это уже многое значит. Мое время посвящено культурной карьере мирового уровня, не армянской карьере. Для нас, для мира сегодня очень важно иметь таких артистов, как я, артиста мирового уровня, которого постоянно приглашают в различные страны мира, как дирижера самого высокого уровня, и когда слышат имя Джордж Пехливанян, то каждый уже понимает, что я армянин. Положительным является то, что сейчас я вернулся в Армению, и считаю, что сейчас настало время пережить этот армянский дух, армянскую тему. Тем более, что приближается 2015-ый год, и мой визит в Армению за эти последние тринадцать лет, был не случайным.
- Вы планируете концерты в Армении, в Диаспоре накануне 2015-го года?
- В Армении я встретился с директорами Оперы, Филармонии, Камерного театра, а также с министром культуры. Уже для меня ясно, что Армения нуждается во мне, и я готов снова отдать свое время, свое сердце, и свой талант армянскому народу, армянской культуре и армянской нации. Я готов и буду очень рад вновь увидеть Армению.
- Вы отметили. Что это 13-летнее отсутствие обусловлено тем, что Вас не приглашали в Армению. Нужно ли ждать приглашения, или желание увидеть Армению должно исходить от сердца?
- Вопрос не в посещении Армении, потому что Армению я вижу не впервые, Армения всегда жила со мной. Армянский народ всегда со мной, в моем сердце, и я считаю, что я тоже в сердце армянского народа. За эти тринадцать лет произошло очень много изменений, есть новое поколение, которое меня не знает, и я его не знаю. Это очень интересный период для меня, и я бы очень хотел познакомиться с новым поколением.
- Вы имеете в виду деятелей искусств, дирижеров нового поколения?
- Да, я заметил, что есть движение, и, к сожалению, я был очень занят, не смог там побывать, но я видел. Но хотел бы увидеть больше, общаться, понять, поговорить. В любом случае, молодежь во всем мире является будущим страны, наше будущее – это молодежь. Если мы являемся прошлым и настоящим, то мы должны подумать о будущем. Нельзя думать только о себе, всегда нужно думать о будущем, как армяне, как американцы, как европейцы, как русские. Мне уже 50 лет, и я нахожусь в Армении, и очень рад, что Ваан Мартиросян, мой друг, музыкант, который живет в Париже, пригласил меня. Молодежное движение в Армении должно продолжаться, чтобы наше будущее было надежным, и культура всегда была на высшем уровне.
- На Ваш взгляд, Армения проевропейская страна, идет в сторону Европы, или более зависима от России?
- Думаю, что оба варианта верны. Когда я с моим пятнадцатилетним сыном доехал до аэропорта, то удивленно посмотрел на него, и спросил, уже доехали? Не смог понять, что действительно нахожусь в Ереване, потому что сейчас у нас такой красивый аэропорт, что когда вышел, было все так чисто и современно, что я был шокирован. Действительно я хочу выразить свое почтение президенту Армении, министрам, выразить благодарность за то, что увидел Ереван таким измененным. За эти тринадцать лет произошли очень положительные изменения, и я, как международный артист, всегда путешествую по миру, очень хорошо знаю весь мир, сегодня очень горжусь тем, что когда подходим к аэропорту, уже чувствуем что приехали в Европу, для меня это Европа. И я готов, и очень хочу в будущем привести весь мир в Армению, в Ереван. Мои контакты, мои ученики, мои мастер-классы, у меня, как у профессора, сотни учеников – дирижеры мирового уровня, с которыми я работаю во всем мире, и очень хотел бы постепенно привести все эти силы в Армению, и показать всему миру, что посмотрите на нашу Армению, приезжайте сюда, давайте уроки.
- Когда-нибудь Вы думали о том, чтобы обосноваться в Армении? Вообще, где родина для Вас?
- Мне не нужно обосноваться, потому что большую часть своей жизни я провожу в самолетах. Моей родиной всегда останется моя родина – Армения, я уже с нашим народом и филармоническим почувствовал все те переживания, которые у меня были в молодости. Годы, записи, сотни концертов, которые я дал, как я могу забыть эти времена, этот народ, на руках которого я вырос, все это, безусловно, имеет эмоциональное значение. Я просто вернулся, и буду возвращаться, как международный артист, и я могу со своей стороны что-то сделать для Армении и армянского поколения.
1in.am