• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Приоритеты Армении на Ближнем Востоке
    Опубликовано: 2014-08-31 14:03:09

    Армения, имея, практически, партнерские отношения с Ираном, а также с шиитскими общинами в Ливане и в Сирии, пыталась установить более доверительные отношения с суннитскими государствами Ближнего Востока, что происходило отчасти.
    В настоящее время, в результате бурных процессов в регионе, развитие отношений с суннитскими государствами стало весьма проблематичным, так как остаются непонятными цели и позиции данных государств в условиях формирования нового баланса сил, новых интересов, в результате серьезных геополитических изменений.
    Арабские государства не могут не оценивать как крайне нежелательные близкие отношения Армении и Ирана, а также отношения между армянской и шиитской общинами Ливана, преимущественную лояльность армянской общины алавитскому режиму в Сирии.
    Несомненно, что Турция будет пытаться представить Армению как партнера шиитского «блока», враждебного суннитским, арабским государствам. Решающую роль в формировании антиармянских настроений может сыграть Саудовская Аравия, как это в определенном смысле имеет место и сейчас.
    Вместе с тем, следует отметить, что, практически, все арабские государства в настоящее время находятся под сильным влиянием США, которые выступают в роли гаранта их безопасности. В нынешних условиях, когда возросли внешние угрозы и внутренние протестные настроения, многие политические группы, выступавшие ранее критически в отношении США, предпочитают рассматривать американцев более прагматически, с учетом приоритетов безопасности.
    Арабские государства выстраивают внешнюю политику, исходя из приоритетов безопасности, поэтому отношения Армении одновременно с ОДКБ и НАТО будут рассматриваться как определенный «ресурс» безопасности. Вместе с тем, помимо общих проблем, которые могут способствовать интересу арабских государств к Армении, несомненно, остаются отношения между Арменией и Турцией, которую арабы рассматривают, и всегда будут рассматривать, как государство, осуществляющее экспансионистскую политику в регионе.
    В связи с этим, помимо развития отношений с небольшими арабскими государствами, необходимо войти в более тесные отношения с ведущими государствами, прежде всего, с Египтом, который продемонстрировал довольно быстрое восстановление стабильности и своей роли на Ближнем Востоке. Египет, несмотря на частичную смену политической элиты, не примирится с утратой роли лидера арабского мира и будет стремиться отстаивать арабские интересы по всему «фронту» международных отношений.
    Важнейшей задачей внешней политики Египта, как арабского лидера, является проведение политики «двойного сдерживания», имея в виду экспансию Турции и Ирана. При этом, если Иран сейчас более ограничен в действиях, так как, длительное время был блокирован Западным сообществом и арабскими государствами, политика Турции, которая является условным партнером США и НАТО, может быть более экспансивной и амбициозной.
    Нынешнее политическое руководство Египта, практически, уже заявило о приоритетах и характере своей внешней политики, которая включает тесное партнерство с США и Европой, а также защиту арабских национальных интересов. Возможно, внешняя политика Египта станет более активной, нежели при прежнем режиме, и приоритетным направлением останется, конечно же, Ближний Восток, наиболее проблемные страны – Сирия, Ливан, Ирак, Йемен. Это уже успели подчеркнуть египетские аналитики и комментаторы.
    Египет будет заинтересован в выстраивании отношений с государствами, которые противостоят Турции и являются носителями проблем в отношениях с этой страной. Египет не может, как минимум, не принимать во внимание стратегию США и ведущих европейских государств в отношении Турции.
    Наряду с этим, Саудовская Аравия, которая, якобы, имеет с Турцией определенные договоренности в отношении Сирии и других проблем по «совместной борьбе» с шиитским блоком, не спешит рассматривать Турцию как близкого партнера. Одной из причин этого является невозможность для Саудовской Аравии проводить внешнюю политику вполне независимо от США и консультаций с Египтом.
    Скорее всего, после развязки ситуации в Сирии главной проблемой в отношениях между Турцией и ведущими арабскими государствами станет положение в Ираке. В отличие от Сирии, где суннитские арабские государства надеются на устранение власти и влияния алавитского этно-религиозного меньшинства, ожидать аналогичных результатов в Ираке невозможно, и им придется строить отношения с Ираком, где превалируют шииты, как с долговременным партнером.
    Выясняется, что столь мощный натиск, каким стала агрессия со стороны Исламского государства Ирака и Леванта, нанести уничтожающий удар шиитскому Ираку невозможно вследствие поддержки Ирана и США, а также государств Европы. Возможно, суннитские арабские государства, после развязки в Сирии, станут проводить более активную политику по разделу Ирака, с выделением суннитского государства.
    Несомненно, Ирак станет ареной осуществления политики «двойного сдерживания», и суннитско-шиитское противостояние продолжится. Турция попытается разыграть в Ираке новый сценарий внедрения и экспансии в арабский мир, но именно это направление, как ни парадоксально, может стать возможностью определенной консолидации суннитов и шиитов для сдерживания турецкой экспансии. Это во многом будет зависеть от позиции Ирана, который, видимо, намерен проводить более сдержанную политику в отношении Ирака, желая поддержать шиитов.
    Руководство Ирака, которое включает шиитское и суннитское составляющие, достаточно жестко выступает против поползновений Турции осуществлять экспансию и пытаться абсорбировать Иракский Курдистан, пользуясь слабостью иракского государства.
    В связи с этим, все еще не совсем понятны позиции США и Великобритании, которые намерены монопольно разрабатывать новые месторождения нефти на севере страны. Однако, американцы не могут позволить себе игнорировать мнение и интересы иракского правительства. В любом случае, ни США, ни Великобритания не допустят попыток Турции внедриться в разработку нефти и газа в Ираке.
    Поэтому, предстоит усиление игрового момента в данной ситуации и усиление конкуренции и борьбы за влияние в Ираке. До сих пор США преимущественно поддерживали шиитский лагерь, что было вызвано проблемами американцев с суннитами и желанием снизить влияние Турции и Саудовской Аравии.
    Сунниты, шииты и курды Ирака, в той или иной мере, заинтересованы в противодействии Турции, несмотря на то, что сейчас курды и сунниты находятся с Анкарой в отношениях политических игр. Армения весьма заинтересована в развитии отношений с Ираком, что позволит получить место для политического маневра, если учесть федеративный (де-факто) характер иракского государства.
    В любом случае, Ирак, каким бы он ни стал со временем, будет заинтересован в противодействии Турции, и Армения могла бы выступать партнером в решении этой геополитической задачи.
    Армения не осуществила никаких экономических проектов, направленных на сотрудничество с диаспорой, прежде всего, с армянскими общинами на Ближнем Востоке. Тем не менее, имеются большие возможности по сотрудничеству в части реализации промышленной продукции Армении (пищевых продуктов, табачной продукции, питьевой воды, электротехнических изделий).
    В странах Ближнего Востока сложился дефицит пищевых продуктов, в особенности переработанных, и эти страны могли бы рассматриваться как обширный рынок данных продуктов. Кроме того, освоение ближневосточных рынков может привести к активизации обратных связей, то есть, когда потребности данного рынка будут обусловливать развитие некоторых промышленных отраслей в Армении. Представители общин могли бы стать наилучшими менеджерами в организации данных экономических проектов.   
    Таким образом, приоритетной политической задачей Армении на Ближнем Востоке является: Развитие отношений с ведущими суннитскими арабскими государствами, прежде всего, с Египтом и Ираком на основе такого базисного условия, как противодействие и сдерживание региональной экспансии Турции. При этом, необходимо и далее поддерживать отношения с Ираном и шиитскими общинами в Ливане и Сирии. 

    lragir.am

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    22 авг, 18:33

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.