Собеседник Первого Информационного – пианист, заслуженный артист Республики Армения Армен Бабаханян.
- Господин Бабаханян, большинство деятелей искусств констатируют тот факт, что Армения очень маленькая, чтобы реализоваться, состояться. Для Вас хватает Армении, чтобы творить, создавать?
- Не Армения маленькая, просто в Армении, как и к любой стране, необходимо, чтобы артист посещал другие места, общался с другими культурами, потому что, сейчас мир довольно интегрирован, и просто нельзя изолироваться, это вредно. И не имеет значения, изолироваться в маленьком пространстве, или в большом пространстве, если человек всю свою жизнь проживет в российской школе, то он не может стать серьезным, мировым музыкантом. Это уже факт, то же самое и в Армении. Поэтому, только приветствуется то, когда наши молодые музыканты пытаются ходить на мастер-классы, общаться с представителями других культур, других школ, это нормально. Другое дело, что я никогда не могу приветствовать тот факт, что у нас музыканты часто просто покидают Армению.
- Часть из них обижена, возмущена…
- Вы знаете, я не понимаю причин возмущения, потому что если человек является профессионалом, если человек достиг высокого уровня в Армении, а такие музыканты есть в Армении, их немного, но есть, они находят свое место везде, и в Армении, и за пределами Армении.
- То есть, границы совершенно не имеют значения?
- В настоящее время границы открыты для талантливых и профессиональных артистов. Возмущенными и оскорбленными уезжают те люди, которые не могут найти свое место, и я уверяю Вас, что они не смогут найти свое место также и заграницей, потому что в нашей профессии возмущение является самым плохим обстоятельством, которое приводит только к отрицательным результатам, а на сцене иметь отрицательную ауру – это самое плохое, что может произойти с артистом.
- Если получите хорошее предложение, покинете Армению?
- Снова повторяю, в настоящее время мир интегрирован. У меня есть очень хорошие предложения, и я принимаю эти предложения. Сейчас, в 21-ом веке, уверяю Вас, что можно работать и в Армении, и в Германии, и в Америке одновременно.
- В таком случае, почему уезжают? Сегодня многие из ваших друзей деятелей искусств уезжают, остаются, реализуются там.
- Я не могу сказать, смотря какие стандарты реализации вы имеете в виду. Просто найти работу в какой-то студии, и работать, иметь некоторую прибыль для желудка, это одно, просто найти работу, за которую платят больше, чем в Армении, это другое. Если мы говорим о тех музыкантах, например, о Сергее Хачатряне, или Нареке Ахназаряне, должен сказать, что эти парни не уехали, а продолжили свое обучение в Германии, Америке, но тогда им было 12-13 лет, и это другое, музыканты такого типа всегда приезжают в Армению, и Сергей Хачатрян приезжает, и Нарек. И я уверен, что приедут, и будут работать, потому что есть такая возможность. Сейчас мы можем работать и там, и здесь. Для меня просто печально, что довольно хорошие кадры уезжают, и не возвращаются, не знаю, возможно, они обижены. Но обижаться нужно только на самого себя.
- Что нужно для самодостаточной жизни?
- Нужно получать удовольствие от того дела, которым ты занимаешься. Это моя философия. И нужно понять свое место, нужно понять то, что ты реально можешь сделать, что реально не можешь делать, что ты реально не имеешь право делать. Если в этой философии молодой человек сможет найти и правильно распределить эти стандарты, будь то в Армении, будь то в США, или в другом месте, сможет найти свое место.
- Господин Бабаханян, многие преподаватели консерватории говорят, что их лучшие студенты со второго, третьего курса стремятся участвовать в проектах, уезжать из Армении, реализоваться заграницей. Среди Ваших студентов наблюдается такая тенденция, или нет?
- Конечно, наблюдается.
- Каждый год Вы выпускаете десятки студентов.
- Выпускаем, конечно, если сейчас говорить о факультете пианино, то если несколько лет назад у нас было сорок выпускников, то это число серьезно уменьшилось, но это нормально, потому что было ненормально, когда у нас было сорок выпускников пианистов, которые заканчивали учебу, а в дальнейшем реально возникал вопрос, где эти сорок-сорок два магистра, или бакалавра. Эта проблема исходит из советского времени, потому что не было учета, страна была маленькой. У нас просто нет столько рабочих мест, и не может быть, нам не нужно сорок два пианиста, нам нужно, по крайней мере, десять-пятнадцать пианистов, к чему мы пришли в настоящее время.
- То есть, это совершенно не обусловлено демографической проблемой, просто были поставлены более строгие требования?
- Не строгие требования, я не люблю слово требование, но это, в конце концов, рынок. Молодой человек выбирает профессию, и в первую очередь его волнует вопрос о том, что он будет делать, когда закончит учебу. Он получает довольно сложное образование, потому что, для того, чтобы стать профессиональным пианистом, магистром, нужно учиться, по крайней мере, шесть лет, уже не говорю о том, что перед этим нужно десять-одиннадцать лет учиться в серьезной музыкальной специализированной школе. То есть, общий цикл составляет восемнадцать лет. Сложно, но талантливые молодые люди выбирают это направление, и я очень рад за это, потому что у нас сейчас есть новое поколение, 11, 12, 13-летние дети, большинство мальчики, которые уже очень серьезно и профессионально работают, и я с большим оптимизмом смотрю на то, что через три-четыре года у нас будут очень серьезные кадры. Сейчас просто такой переходный период, потому что были довольно плохие годы – 90-ые годы, и так далее, когда мы мало говорили о музыке, и мало думали, то есть, у людей были другие проблемы, выбирали совершенно другие пути, но это изменится. Я уверен, что изменится, потому что уже новое поколение думает немного по-другому, и для нас очень важно иметь хотя бы пять пианистов, но очень качественных и высокого уровня, чем двадцать-двадцать пять.
- Господин Бабаханян, отсюда исходит вопрос нашего культурного менеджмента. Как он осуществляется в нашей стране, насколько Министерство культуры выполняет свои функции? Не называя имен, тем не менее, этап система недостаточно развита, не развита, много пробелов? Что Вас беспокоит, как деятеля искусств?
- Если говорить о менеджменте, Министерство культуры не имеет никакого отношения к менеджменту. Министерство культуры совсем другая опора, которая пытается совместить и объединить различные культуры, различные сферы и так далее. Менеджмент – это совершенно другая сфера, которая у нас не развита.
- То есть, нужно быть хорошим организатором, нужно быть профессионалом.
- Чтобы быть хорошим профессиональным организатором, нужно получать нормальное профессиональное образование. У нас все считают себя продюсерами, менеджерами и так далее. В 21-ом веке музыкант без менеджмента не может существовать. Многие музыканты говорят, что они сами могут это сделать. Нет, не могут, потому что с нулевыми знаниями нельзя профессионально делать какую-либо работу. Но, к сожалению, серьезный менеджер, который четко знает свою работу, должен иметь серьезные связи, и если у менеджера в первую очередь нет серьезных связей во всем мире, и нет рынка, который он может представить, то он не сможет развиваться, а также не сможет продать, простите за такое слово, но он должен продавать артиста. У нас осуществляются какие-то проекты, они есть, но это не основание. Бывает 1-2 удачных проекта, но это не всеобщая модель. Поэтому, я однозначно считаю, что должна быть наконец-то создана менеджерская школа, и однозначно должны преподавать не наши преподаватели, а нужно пригласить иностранных преподавателей, потому что у нас попросту нет менеджеров.
1in.am