Отношения Армении и Китая уходят в глубь веков. Но наши предки знали о Китае куда больше, чем мы, даже с учетом современных исследований. В исторических документах указаны причины, побуждавшие армян путешествовать в Китай, и центральное место среди них занимает, несомненно, торговля. Данные археологии свидетельствуют о контактах различных регионов Азии уже с конца неолита до середины железного века. Это подтверждают и находки армянского обсидиана в регионах, где эта порода отсутствует. Как известно, территория исторической Армении богата залежами обсидиана, об этом рассказывают и названия определенных территорий – Сатани-Кар, Сев-Кар… Благодаря современным аналитическим методам удалось выяснить, что обсидиан с территории Армении (Гутансар – Котайк) и исторической Армении (Немрут-Даг, западное побережье озера Ван) вывозился на сотни километров по разным направлениям. В юго-восточном Иране на месте раскопок Tel-i Malyan были обнаружены скалы обсидиана из Гутансара, а это значит, что камень прошел путь в 1300 км в эпоху, когда еще не применялось колесо!
ЭТО ЛИШЬ ОДНА ИЗ ТЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ, КОТОРЫЕ ПРОВЕЛ В ХОДЕ СЪЕМОК фильма «Андин — Хроники армянских путешествий» режиссер Рубен Гини. Основанный исключительно на научных фактах, археологических находках и архивных данных новый документальный фильм представит на суд зрителей неизвестные исторические факты.
«Все началось в 2003 году. Еще будучи второкурсником я отправился в Китай вместе с коллегой для работы над одним рекламным проектом, — рассказывает Р. Гини. — В свободное время я старался как можно больше узнать об окружающем меня новом мире. Шанхай – старый колониальный город, сильно отличающийся от Пекина и других китайских мегаполисов. Здесь среди узеньких улочек можно отыскать следы яркой колониальной жизни 20-30-х гг. ХХ в. Архитектурный стиль — двухэтажные дома «шикумэнь», американские пабы, кинотеатры, католические соборы и церкви. Они возвращают в прошлое. Ну и, конечно же, я искал следы армянского присутствия. В Шанхайском музее я наткнулся на парфянские монеты, хорошо знакомые еще со школьной скамьи. Здесь были монеты Трдата I, образцы аршакидской династии… Я заинтересовался, как попали эти монеты в музей, оказалось, эти находки были обнаружены в кладе, раскопанном на территории, где проходил ранний Шелковый Путь. Тогда я и решил снять фильм».
Картина объединила многие известные сегодня данные о присутствии армян на Дальнем Востоке. Но в фильме речь не только о жизни армян в Китае. Самое главное, по словам автора, – попытка проанализировать исторические причины этих контактов и определить пути, которыми армяне добирались до Китая и Южной Азии.
В процессе съемок Рубену Гини приходилось иметь дело с колоссальным количеством материалов и выбирать из них то, что может объективно и лаконично передать события двухтысячелетней давности. Съемки продолжались с 2011 по 2014 годы, для Рубена и его съемочной группы они вылились в настоящую кругосветную экспедицию. Им пришлось побывать в 11 странах мира, в том числе в Китае, Тибете, Киргизии, Иране, Индии, Мексике, Испании, Франции. Они прошли около 80 тысяч километров (этого хватит, чтобы дважды обогнуть земной шар) и обнаружили немало интересного.
Оказывается, первая Библия на китайском языке опубликована в Серампуре (Бенгалия, Индия) в 1813 году. Авторы перевода – Джоан Лассар (Газарян) и Дж. Маршман. Рубену удалось отыскать личные письма Маршмана, где описывается ход работы над переводом, а также съездить в Серампур и раздобыть оригинальное издание 1813 года. Он попытался и найти могилу Лассара. Из пяти колониальных кладбищ Серампура съемочная группа обследовала три. Остальные оказались затопленными в сезон дождей. Но шансов оставалось все равно мало – половина надписей на надгробиях стерлась.
«НО В БИБЛИОТЕКЕ СЕРАМПУРСКОГО КОЛЛЕДЖА МНЕ ВДРУГ ПРИНЕСЛИ армянскую Библию, изданную там же в 1817 году, — продолжает Р.Гини. — Второе событие – могила некой Резабибе, армянки, похороненной в Калькутте в 1630 году. Казалось бы, ничего удивительного, однако официально Калькутту основали британцы в 1694 году… То есть за полвека до появления британцев на этой территории уже жили армяне. В тексте это выглядит не очень убедительно. Но совсем другое дело, когда зритель видит все своими глазами! Это одна из причин, подталкивающих нас к путешествиям. Однажды я уже сказал: «Если зритель не увидит своими глазами, он просто нам не поверит». С исторической точки зрения находка могилы Резабибе очень важна, потому что прежде считалось, что на раннем этапе в Индию приезжали лишь торговцы-мужчины. Наличие женщины может подразумевать, например, попытку основать торговую факторию на территории восточной Индии, в преддверии Китая.
Но даже наличия визуальных данных временами бывает недостаточно. Британцы долгое время утверждали, что могилу перенесли позже в Колкату (Калькутту) из других регионов (например, из Ирана). Чтобы выдержать критику в подобных вопросах, нужно очень деликатно работать с имеющимися данными. Как бы то ни было, но они хотя бы признают, что первая христианская церковь в Бенгалии – армянская. Вот почему при суммировании этих разрозненных данных получается целостная картина.
Мы гонялись и за другим артефактом, который отсылает нас ко временам Шелкового Пути, – Несторианской Стелой. Получив официальное разрешение государственных органов в Пекине, мы обследовали стелу и сняли ее для фильма осенью 2012 года. Сегодня она находится в Сиане – древней столице Китая эпохи династии Тан. Официально во всем мире стела считается сирийской из-за сирийских надписей на ней. Но наличие креста, изображенного в верхней части стелы, который сильно напоминает кресты, найденные в армянских городах Шелкового Пути того же периода, допускает иную точку зрения. Я знал, что опираться на столь зыбкое утверждение нецелесообразно, поэтому почти год подбирался к аналогичному артефакту – Пишпекскому камню. Согласно черно-белой фотографии, единственной сохранившейся, на камне буквами сирийского и армянского алфавитов записаны годы жизни армянского епископа, жившего в Центральной Азии. Камень нашел исследователь Пантусов в 1892 году, а описал его Н. Марр. Затем артефакт исчез… Потребовался почти год, чтобы вновь выйти на след камня. Оказалось, что он хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В феврале 2013 года нам, наконец, удалось заснять камень на пленку. Теперь есть более весомые данные, которые смогут подкрепить теорию о Несторианской Стеле. Ведь сирийский был международным языком всех христиан в Центральной Азии».
А В МЕКСИКУ РУБЕНА ПРИВЕЛ ЕЩЕ ОДИН СЕНСАЦИОННЫЙ ДОКУМЕНТ XVIII ВЕКА, рассказывающий о жизни молодого армянина, арестованного по обвинению в ереси. Примечательно, что в ходе следствия католическая инквизиция Новой Испании заставила его написать подробную автобиографию. Восстанавливая путь, которым прошел этот армянин, удалось выяснить, что он приехал в Акапулько из Китая. До этого он находился в Индии, хотя был родом из Новой Джульфы (Джуги).
Съемочная группа получила доступ и к оригинальному документу, который теперь фигурирует в фильме. «Средневековая карта, созданная в Испании, на которой обозначено местонахождение армянского монастыря, где хранятся мощи апостола Матфея, заставила нас поехать в Киргизию, — продолжает режиссер. — Эта история за последние 150 лет привлекала к берегам озера Иссык-Куль не только многих ученых, но и сотрудников спецслужб. В начале 2000-х Академия наук Киргизии заявила о том, что, наконец, обнаружила местонахождение армянского монастыря. Мы поехали в Бишкек, где встретились и пообщались с руководителем раскопок профессором Владимиром Плоских. Затем направились к озеру и засняли пещеры – предполагаемые монашеские кельи. Были проведены подводные съемки, которые демонстрируют археологические сокровища Иссык-Куля».
Исколесив Поднебесную, съемочная группа Рубена Гини отправилась в Индию, чтобы заснять исторические порты в городе Ченнаи (Мадрас), откуда прибывшие морским путем первые колонисты вели торговлю с Поднебесной. «Как ни странно, история развития торговых отношений с Китаем начинается с Индии. Мало кто слышал о морском Шелковом пути, хотя он был развит не менее чем сухопутный», – объясняет режиссер. В Ченнаи съемочная группа Рубена Гини впервые получила разрешение на съемку уникальных наскальных рисунков храма Св. Фомы, сделанных первыми христианами, которые теоретически могли добраться до Китая еще во II веке. Еще один сюрприз ожидал путешественников в Калькутте…
ВСЕ ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАХОДКИ, ПОДКРЕПЛЕННЫЕ ФОТОГРАФИЯМИ И ВИДЕОСЪЕМКАМИ, приподнимают завесу тайны о древних связях между Западом и Востоком, вносят значительный вклад в изучение Центральной Азии.
Обнаруженные уникальные документы и артефакты, по словам Гини, могут привести к неожиданным результатам. Группа фактически сделала 8 исторических открытий, среди которых бронзовая чаша Сюаньдэ из Армении, кайрак Пантусова, нарисованная на пергаменте армянская карта с указанием города Гуанчжоу (ХIII век), письмо брата короля Киликийской Армении Смбата Гундестабля, посланное из Каракорума в 1248 году, а также оригинал письма Далай-ламы к армянской общине в Тибете (ХVII век). «Армянская община Тибета вела постоянную торговлю с Ираном. Будучи христианами, армяне стали проводниками в Китай для первых европейских миссионеров, которые не доверяли ни мусульманам, ни буддистам. Некоторые путешественники использовали армянскую одежду, чтобы пробраться в закрытый тогда для иностранцев Тибет», – пояснил режиссер.
Тигран Мирзоян, «Мост» (приложение к «Голосу Армении»)«НО В БИБЛИОТЕКЕ СЕРАМПУРСКОГО КОЛЛЕДЖА МНЕ ВДРУГ ПРИНЕСЛИ армянскую Библию, изданную там же в 1817 году, — продолжает Р.Гини. — Второе событие – могила некой Резабибе, армянки, похороненной в Калькутте в 1630 году. Казалось бы, ничего удивительного, однако официально Калькутту основали британцы в 1694 году… То есть за полвека до появления британцев на этой территории уже жили армяне. В тексте это выглядит не очень убедительно. Но совсем другое дело, когда зритель видит все своими глазами! Это одна из причин, подталкивающих нас к путешествиям. Однажды я уже сказал: «Если зритель не увидит своими глазами, он просто нам не поверит». С исторической точки зрения находка могилы Резабибе очень важна, потому что прежде считалось, что на раннем этапе в Индию приезжали лишь торговцы-мужчины. Наличие женщины может подразумевать, например, попытку основать торговую факторию на территории восточной Индии, в преддверии Китая.
Но даже наличия визуальных данных временами бывает недостаточно. Британцы долгое время утверждали, что могилу перенесли позже в Колкату (Калькутту) из других регионов (например, из Ирана). Чтобы выдержать критику в подобных вопросах, нужно очень деликатно работать с имеющимися данными. Как бы то ни было, но они хотя бы признают, что первая христианская церковь в Бенгалии – армянская. Вот почему при суммировании этих разрозненных данных получается целостная картина.
Мы гонялись и за другим артефактом, который отсылает нас ко временам Шелкового Пути, – Несторианской Стелой. Получив официальное разрешение государственных органов в Пекине, мы обследовали стелу и сняли ее для фильма осенью 2012 года. Сегодня она находится в Сиане – древней столице Китая эпохи династии Тан. Официально во всем мире стела считается сирийской из-за сирийских надписей на ней. Но наличие креста, изображенного в верхней части стелы, который сильно напоминает кресты, найденные в армянских городах Шелкового Пути того же периода, допускает иную точку зрения. Я знал, что опираться на столь зыбкое утверждение нецелесообразно, поэтому почти год подбирался к аналогичному артефакту – Пишпекскому камню. Согласно черно-белой фотографии, единственной сохранившейся, на камне буквами сирийского и армянского алфавитов записаны годы жизни армянского епископа, жившего в Центральной Азии. Камень нашел исследователь Пантусов в 1892 году, а описал его Н. Марр. Затем артефакт исчез… Потребовался почти год, чтобы вновь выйти на след камня. Оказалось, что он хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В феврале 2013 года нам, наконец, удалось заснять камень на пленку. Теперь есть более весомые данные, которые смогут подкрепить теорию о Несторианской Стеле. Ведь сирийский был международным языком всех христиан в Центральной Азии».
А В МЕКСИКУ РУБЕНА ПРИВЕЛ ЕЩЕ ОДИН СЕНСАЦИОННЫЙ ДОКУМЕНТ XVIII ВЕКА, рассказывающий о жизни молодого армянина, арестованного по обвинению в ереси. Примечательно, что в ходе следствия католическая инквизиция Новой Испании заставила его написать подробную автобиографию. Восстанавливая путь, которым прошел этот армянин, удалось выяснить, что он приехал в Акапулько из Китая. До этого он находился в Индии, хотя был родом из Новой Джульфы (Джуги).
Съемочная группа получила доступ и к оригинальному документу, который теперь фигурирует в фильме. «Средневековая карта, созданная в Испании, на которой обозначено местонахождение армянского монастыря, где хранятся мощи апостола Матфея, заставила нас поехать в Киргизию, — продолжает режиссер. — Эта история за последние 150 лет привлекала к берегам озера Иссык-Куль не только многих ученых, но и сотрудников спецслужб. В начале 2000-х Академия наук Киргизии заявила о том, что, наконец, обнаружила местонахождение армянского монастыря. Мы поехали в Бишкек, где встретились и пообщались с руководителем раскопок профессором Владимиром Плоских. Затем направились к озеру и засняли пещеры – предполагаемые монашеские кельи. Были проведены подводные съемки, которые демонстрируют археологические сокровища Иссык-Куля».
Исколесив Поднебесную, съемочная группа Рубена Гини отправилась в Индию, чтобы заснять исторические порты в городе Ченнаи (Мадрас), откуда прибывшие морским путем первые колонисты вели торговлю с Поднебесной. «Как ни странно, история развития торговых отношений с Китаем начинается с Индии. Мало кто слышал о морском Шелковом пути, хотя он был развит не менее чем сухопутный», – объясняет режиссер. В Ченнаи съемочная группа Рубена Гини впервые получила разрешение на съемку уникальных наскальных рисунков храма Св. Фомы, сделанных первыми христианами, которые теоретически могли добраться до Китая еще во II веке. Еще один сюрприз ожидал путешественников в Калькутте…
ВСЕ ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАХОДКИ, ПОДКРЕПЛЕННЫЕ ФОТОГРАФИЯМИ И ВИДЕОСЪЕМКАМИ, приподнимают завесу тайны о древних связях между Западом и Востоком, вносят значительный вклад в изучение Центральной Азии.
Обнаруженные уникальные документы и артефакты, по словам Гини, могут привести к неожиданным результатам. Группа фактически сделала 8 исторических открытий, среди которых бронзовая чаша Сюаньдэ из Армении, кайрак Пантусова, нарисованная на пергаменте армянская карта с указанием города Гуанчжоу (ХIII век), письмо брата короля Киликийской Армении Смбата Гундестабля, посланное из Каракорума в 1248 году, а также оригинал письма Далай-ламы к армянской общине в Тибете (ХVII век). «Армянская община Тибета вела постоянную торговлю с Ираном. Будучи христианами, армяне стали проводниками в Китай для первых европейских миссионеров, которые не доверяли ни мусульманам, ни буддистам. Некоторые путешественники использовали армянскую одежду, чтобы пробраться в закрытый тогда для иностранцев Тибет», – пояснил режиссер.
Тигран Мирзоян, «Мост» (приложение к «Голосу Армении»)