Так, американский ’’советолог” А.Арнольд, признав решимость советской стороны развязать ’’афганский узел”, тем не менее, не отрешился от антисоветских стереотипов. На постулатах оголтелого антикоммунизма строится его призыв к осторожности при прогнозировании перспектив развития событий на афганской земле после вывода советского вооруженного контингента. ’’Советский Союз, — прогнозирует он, — останется угрозой на предсказуемое будущее, а анархия (она, мол, обязательно возникнет после ухода советских войск. — Е.К.) станет как бы приглашением для нового вторжения с севера”.
С другой стороны, воинствующий антикоммунизм продолжает культивировать многие замшелые догмы из арсенала конфронтационного мышления. Среди них миф о ’’советском экспансионизме”, ’’стремлении СССР к мировому господству”. На правом фланге ’’советологии” с явным раздражением встречено сближение позиций советского и американского руководства в вопросах оценки ситуации в ’’третьем мире”, проявившееся, в частности, в подписании женевских соглашений по Афганистану.
Другая сторона консервативного подхода заключается в откровенной апологетике ’’исключительности американских прав” в отношении остального мира. Представитель этой группы ’’советологов” Р.Пайпс из Гарвардского университета писал в этой связи о необходимости того, чтобы ’’военно-морские силы США господствовали в Мировом океане, а их военно-воздушные силы — в небе, чтобы США обладали неограниченными возможностями в космосе, а их радио- и телепередачи заполняли эфир и вели интенсивную пропаганду против коммунистических государств и их образа жизни”. Очевидно стремление Пайпса идеологически поддержать и объяснить экспансионистские планы крупного капитала США относительно развивающихся стран.