Вопреки ожиданиям, 2015 год начался неважно для министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна – пару дней назад глава МИД Уругвая Луис Альмагро призвал мировое сообщество призвать независимость Нагорного Карабаха.
Это далеко не «дежурный» призыв и он имеет серьезный подтекст. Тот же подтекст, что и признание НКР рядом американских штатов и одним австралийским штатом.
Главным препятствием на пути международного признания НКР является позиция России. Эту позицию озвучил глава МИД РФ Сергей Лавров. Карабах для России – тяжелый случай, который препятствует ее полной экспансии на Кавказе. Россия апробирует различные методы для ввода войск в Карабах, в том числе, с помощью Азербайджана, но каждый раз явно этому что-то мешает – начиная с четких действий армянской армии и кончая позицией Запада – Минской группы ОБСЕ.
Попытки нивелировать одно из этих препятствий уже предпринимаются. 23 декабря 2014 года Путин заявил, что армии стран-членов ОДКБ должны быть подчинены российскому «центру управления обороной».
Видимо, намерение Москвы нивелировать армянскую армию, которая является одним из немногих факторов суверенитета Армении, было взято на учет. И именно поэтому в международном сообществе актуализировалась задача признания НКР. Это явно нацелено на пресечение ввода российских войск в Карабах, что в случае признания будет рассматриваться как прямая агрессия. Причем, в этом случае никакие «референдумы», соцопросы и даже «позиция руководства» не помогут, и России придется столкнуться на международной арене со вторым «Крымом».
Но тем самым проблемы не исчерпываются. Дело в том, что очень скоро мир будет отмечать 100-летие Геноцида: признание Геноцида и вопрос законных претензий армян может войти в актуальную международную повестку. Но позиция Армении и по этому вопросу обусловлена позицией Москвы, которая не скрывается и заверена в армяно-российских и евразийских договорах.
Если в русско-турецких договорах содержится также пункт о нивелировании претензий армян, а его не может не быть в этих договорах, то получается абсурдный казус. Дело в том, что, согласно данным договорам, МИД Армении должен будет способствовать нивелированию армянских претензий, тогда как мировое сообщество вознамерится поддержать эти претензии. Такие признаки уже есть.
(Нелишне напомнить, что, согласно публикациям в прессе, Налбандян имел серьезное участие в создании подобного казуса, в том числе, участвуя в закулисных обсуждениях по поводу лишения армянской армии и государства суверенитета).
МИД Армении, наверняка, найдет «контраргументы» против всего этого, но казус от этого не разрешится. Фактически, Армения должна будет следовать в фарватере российской политики, что предполагает провал международного признания НКР и нивелирование армянских претензий.
Ситуация, безусловно, не столь однозначна, но шарм международной политики в том и состоит, что создаются абсурдные ситуации, при которых некоторые вещи проявляются наиболее выпукло. Это становится возможным только в том случае, если руководство и общество той или иной страны руководствуются не своими, а чужими интересами, превращаясь из субъекта международной политики в ее объект.
С этой точки зрения 2015-й станет интересным годом – видимо, только с помощью абсурда можно сдвинуть с места определенные процессы. Однако, вместе с тем, Налбандян вдруг может выяснить, если уже не выяснил, что Армения скоро пойдет по совершенно иному пути, причем, никто у политического руководства Армении не станет спрашивать. Возможно, их даже не оповестят – как во времена «ночной дипломатии».
И останется только потом заявить, что все это было спланировано, и «ничего нового в этом нет».
lragir.am