Во многих странах и среди народов региона (турки, азербайджанцы, узбеки, казахи, таджики, армяне, курды, грузины, чеченцы, дагестанцы и т.д.) эпос про Кёроглы имеет широкое распространение. Тюрколог Рубен Мелконян в своей научной статье исследовал некоторые тезисы вокруг армянских корней эпоса. Статья опубликована на сайте «Middleorient.com».
Как сказано в статье, ряд исследователей, проанализировав «армянский след» в эпосе, пришел к выводу, что один из аргументов в пользу вышеупомянутого тезиса – это первоисточники, зафиксировавшие возможность участия армян в джалалийских движениях. По мнению большинства исследователей, исторический прототип Кёроглы является реальным человеком- героем, который по всей вероятности или возглавлял джалалийские движения или был их последователем.
Автор напоминает, что главный герой эпоса – Кёроглы, тип доброго героя-вора «Робин Гуда», который изначально рвется в бой из-за личной мести, однако вскоре у этой борьбы появляются и другие мотивации, и она принимает более широкий, «институциональный» характер. Само имя героя – Кёроглы – содержит в своем корне причину этой борьбы: деспот несправедливо ослепил его отца из-за истории со скакуном, и герой как «сын слепого» (по турецкий «kör oğlu») выбрал путь борьбы.
«Изучая некоторые эпизоды истории армянского царства в 4-ом году н. э., мы видим, что армянский царь Тиран Аршакидской (338-350 гг.) был ослеплен персидским царем, а причина связана с лошадью», – пишет тюрколог, отметив, что Тиран был наказан, так как отказался прислать царю свою «прославленную и величественную лошадь» в качестве дара.
Автор подчеркивает, что после этого сын Тирана – Аршак Второй – начинает борьбу против персов, как и в случае Кёроглы, которым также в начале двигала ненависть и месть. «Есть и другие параллели между этими героями. «Так, известно, что царь Аршак основал Аршакаван – место укрытия угнетенных и жертв несправедливости, а Кёроглы строит крепость Чамлыбел – «страну полной справедливости». Вполне возможно, что такая крепость существует, более того, она возможно находилось в Армении. До сих пор в Армении есть развалины, руины крепостей и замков, которые именуются «Кёроглы», – уверяет автор статьи.
Как говорится в материале, одна из значимых параллелей между армянским эпосом и исследуемым героем- конец жизни. «В туркменской версии Кёроглы в конце своей жизни заходит в грот или горную пещеру. По мнению этнографа А. Петросяна, это идентично с завершением жизненного пути последнего героя армянского эпоса – Покр Мгера (Мгер Младший), также армянских царей – Артавазда и Аршака Второго», – сказано в статье.
Согласно тюркологу, один из тезисов гласит, что Кёроглы на самом деле принадлежал армянскому княжескому роду Хорхоруни: среди армян героя иногда называют «Хороглы».
«Сторонники этого тезиса отмечают, что герой с армянскими корнями вынужден был принять ислам. Это вполне допустимо, учитывая то обстоятельство, что в следствие вторжений и набегов мусульман на Армянское нагорье, насильственная исламизация не обошла стороной и армянскую знать», – считает тюрколог.
Автор заключает, что в эпосе Кёроглы скрещены реальные и вымышленные образы героев разных веков и народов, а во всем этом значимую роль имеет и образ армянского царя Аршака Второго. В эпосе тюрколог определенно видит воздействие армянской среды, и не исключает то, что армяне-последователи джалалийских движений изменили некоторые повествовательные элементы исторического эпизода Аршака Второго и адаптировали их к своему современнику – Кёроглы.
«В эпосе и в основном в образе главного героя армянский народ видел многие близкие ему черты, в противном случае эпос не имел бы такого широкого распространения и восприятия у народа», – пишет автор.
panorama.am