Первый президент Армении Левон Тер-Петросян опубликовал статью «Долг Сердца», в которой, в частности, отмечается:
«В свое время самый талантливый актер армянского театра Ваграм Папазян опубликовал прекрасную книгу под названием «Долг Сердца». Не найдя более подходящего названия для своей статьи, я решил воспользоваться этим его красивым замыслом.
Для того, чтобы понять, что произошло с партией «Процветающая Армения», необходимо вспомнить прошедший партией путь последних лет.
Партия, которая с 2007 года в течение пяти лет входила в правительственную коалицию, в 2012 году вышла из системы власти.
В парламентских выборах 2012 года партия приняла участие не общим списком с Республиканской партией Армении, а самостоятельно, несмотря на то, что многие прогнозировали обратное.
После парламентских выборов партия отказалась вновь стать частью коалиции власти.
На президентских выборах 2013 года не поддержала кандидатуру Сержа Саргсяна.
В том же году парламентская фракция ППА заключила союз с тремя другими парламентскими фракциями: Армянским национальным конгрессом, «Наследие» и АРФ «Дашнакцутюн», начав бурную деятельность в Национальном Собрании и выступая с оппозиционных позиций с многочисленными совместными законодательными инициативами и принципиальными заявлениями.
Конечно, не секрет, что все это являлось проявлением постепенной смены политической позиции не столько партии «Процветающая Армения», сколько ее лидера Гагика Царукяна. Необходимо прояснить, что в реальности показывает эта поразительная для всех эволюция.
Всего одно, Царукян и возглавляемая им партия добровольно отказались от удобных и безопасных позиций в системе власти и на предпринимательском поле и избрали путь оппозиционной политической борьбы, объясняя это намерением руководствоваться исключительно интересами народа и невозможностью мириться с порочностью правящего в Армении режима. Многие не поверили в искренность Царукяна, некоторые попытались приписать изменение поведения Царукяна его несоразмерным политическим амбициям – утверждения, которые в обоих случаях однозначно не обоснованы и сомнительны.
Во-первых, об искренности, если Царукян был неискренен, почему должен был отказаться от легкой жизни и избрать оппозиционную деятельность, которая в наших реалиях полна опасностей. Неужели он не был знаком с испытаниями и лишениями, которые постигли Хачатура Сукиасяна, когда в 2007 году он храбро принял решение присоединиться к оппозиции, ставя под угрозу свой процветающий бизнес и спокойную жизнь?
Теперь о политических амбициях Царукяна. Я не понимаю, почему наличие амбиций считается неприемлемым в случае политических деятелей. Что может делать в политике человек, не имеющий амбиций или претензий на реализацию собственных идей и программ? А когда говорят, что принимают эту истину, но амбиции политического деятеля должны соответствовать его интеллектуальным, человеческим и личным качествам, то это уже вопрос, который должен определять народ, и в демократических странах этот вопрос решается посредством проведения честных выборов.
Читатели вправе спросить: не допускал ли ошибок за этот период Царукян? Конечно, допускал, о чем Армянский национальный конгресс публично заявлял. Мы считали неправильным, что назначенный на 28 апреля 2014 года митинг не состоялся, что цепь мощных митингов в октябре прошлого года была прервана, что активные действия были заменены на имитацию политической борьбы (несвоевременное формирование штабов Всенародного движения, проведение конференции 5 февраля) и проч.
Причиной части ошибок является недостаток политического опыта Царукяна, но в большей степени из-за маленькой группы склочников, которая управляется из совершенно иного центра и преследует совершенно иные программы. Ни Царукяну, ни «Процветающей Армении», ни Всенародному движению никто так не вредил, как навредили несколько членов этой группы, претендующих на роль аналитиков. Я не называю имен, поскольку в случае продолжения склочничества эти люди себя выдадут и все поймут о ком речь.
За последние 2-3 года Гагик Царукян проявил несколько ценных качеств, тем самым доказав:
- что он имеет большой электорат, пользуется симпатией населения, в особенности обездоленных слоев,
- что он способен объединить как широкие массы недовольных властями, так и различные политические силы,
- что готов пойти на лишения во имя изменения порочной системы власти в стране и благополучия народа,
- крайне порядочек и верен в отношениях с политическими союзниками.
Это качества, которые выгодно отличают Царукяна от многочисленных бесполезных крикунов, считающих себя выдающимися политическими деятелями. Тем более, что все это помимо того, что является положительными качествами, но это также оказало большое влияние на нынешнее политическое поле, придавая новый импульс надежды и оптимизма народным массам, вышедшим для восстановления конституционного порядка в стране.
Ну а если обобщить, то самой большой заслугой Гагика Царукяна, а до него и Хачатура Сукиасяна является то, что они осознали, что единственным выходом из сложившейся ситуации является сотрудничество буржуазии и здоровых политических сил, иначе говоря, некровопролитная буржуазно-демократическая революция. Я уверен, что эта заслуга не будет бесследной. Остальные представители армянской буржуазии, рано или поздно, последуют их примеру, поскольку в обратном случае под угрозой окажется как их будущее, так и будущее страны. Сказанное о Царукяне и Сукиасяне не является одной лишь констатацией исторических реалий, поскольку, я уверен, что как один, так и второй еще не сказали своего последнего слова в политике.
Не оценивать все это, означает быть неблагодарными к Царукяну, оказавшемуся под тяжелыми ударами государственной машины и под бременем ответственности за насилие в отношении своих соратников. Царукян сейчас нуждается во всенародной поддержке, моральном содействии и подбадривании. То, что пользующиеся кормушкой властей «накрахмаленные мальчики» и маргинальные элементы должны были начать в его отношении ужасную кампанию, было вполне прогнозируемым явлением, но то что, хоть и с других позиций, но практически также могут поступать некоторые представители оппозиционных сил, это уже выходит за рамки элементарной порядочности и политического мышления.
Я и Армянский Национальный Конгресс никогда не отрекались от благодарности отдельным лицам или организациям, которые внесли свой хотя бы небольшой вклад в службу нации и государственности, вне зависимости от того, как в дальнейшем складывались наши отношения. Так что я ожидаю, что объявленный в этой статье «долг моего сердца» станет «долгом сердца» всех здоровых политических сил, все честных граждан».
armtoday.info