В преддверии референдума в Ираке Анкара делает все возможное, чтобы получить максимально возможную поддержку всех стран, имеющих интересы в регионе Ближнего Востока.
Турция нуждается в прикрытии
Если стучаться в двери, скажем, Евросоюза или Соединенных Штатов не имеет смысла, то та же Россия, по мнению турок, вполне может прикрыть их от реальной опасности территориальных потерь. Ведь именно эта опасность Дамокловым мечом нависла над Анкарой: курдский референдум все ближе, а лидер иракских курдов Барзани показательно и в достаточно жесткой форме отказался отложить референдум в ответ на просьбу аж самого американского госсекретаря Тиллерсона.
Итак, Турция оказалась в тяжелейшей политической ситуации и прекрасно понимает, чем для нее чревато в плане территориальной целостности образование Курдистана как полноценного и принятого международным сообществом государства. Турция отдает себе отчет в том, что большая часть более чем 20-миллионого курдского населения страны сразу же потребует отделения и захочет присоединиться к новообразовавшемуся государству.
Кому быть "политическим зонтиком"?
Евросоюз в данном контексте туркам не помощник и не партнер, тем более что взаимоотношения с лидером европейцев – Германией – плохи дальше некуда. Дошло до того, что на днях канцлер Ангела Меркель заявила — уже без всяких экивоков и сюсюканья, – что Турции в Европейском Союзе не место – однозначно. Как ножом отрезала.
Из территориальных сверхдержав есть, конечно же, Иран и Саудовская Аравия, а из глобальных – Российская Федерация, на которые, по всей видимости, и делает ставку Анкара.
С саудитами турки, кажется, даже смогли найти в каком-то смысле общий язык, добившись снижения градуса напряженности в катарском кризисе. Более того, Анкара умудрилась договориться с Эр-Риядом относительно открытия границы с Катаром для паломников, совершающих хадж.
С Ираном турки тоже пытаются наладить какие-то контакты, надеясь на то, что общая опасность сможет объединить даже территориальных конкурентов. Ведь в Иране также есть достаточно крупная курдская диаспора (порядка 10 миллионов), часть которой может потребовать присоединения к Курдистану.
А что касается России, то оказаться под, образно говоря, "русским политическим зонтиком" стало бы в сложившейся ситуации для Турции вариантом идеальным. Ведь всем известно, что именно Москва обычно выступает против серьезных потрясений в регионе, резких территориальных притязаний и перекраивания государственных границ. Во всяком случае — на данном этапе развития событий на Ближнем Востоке…
Возьмите меня. Хотя бы "младшим научным сотрудником"
На мысль о сотрудничестве не просто с Россией, а с целой международной экономической организацией Турцию, видимо, вдохновила кипучая деятельность в этом направлении Ирана, который даже организовывает совместно с Арменией свободную торговую зону в Сюнике.
Предполагается, что в этом случае русские на международной политической арене будут выступать в поддержку территориальной целостности своего экономического партнера, коим в своих планах уже видят себя турецкие дипломаты. Ну, не экономического, так хотя бы торгового.
Видимо именно по этой причине министр экономики Турции Нихайт Зейбекчи выступил на днях с сенсационным заявлением о намерении Анкары подписать таможенное соглашение с ЕАЭС. Более того, высокопоставленный турецкий чиновник объяснил, что такое развитие событий вовсе не входит в противоречие с аналогичным и давным-давно подписанным соглашением с Евросоюзом.
Логики в сказанном — совершенно никакой. Даже если напрячься и предположить, что, скажем, европейские страны, которые (хоть и нехотя) в очередной раз примкнули к экономическим санкциям против Российской Федерации, на такое согласятся. Хотя развитие событий на международной политической арене сегодня такую вероятность попросту исключает.
Ну и, естественно, Армения — против. И этим все сказано
Добавим к этому еще и наличие в ЕАЭС полноценного и равноправного члена организации — Армению, которая ни при каком раскладе не согласится на подписание подобного документа (даже если России и очень нужна Турция, скажем, из-за газопровода "Южный поток") вплоть до использования права вето.
То есть можно с уверенностью говорить о том, что высказывание Зейбекчи – всего лишь очередной блеф Анкары. Дезинформация, рассчитанная лишь на то, чтобы заставить одуматься западных партнеров. Мол, не прикроете – уйду к русским, в ЕАЭС…
Хотя на самом деле всем все понятно: путь в ЕАЭС для Турции закрыт при любом раскладе.
ru.armeniasputnik.am