Армения должна активно включиться в проект использования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, несмотря на недовольство Турции и Азербайджана, торпедирующих участие в нем Еревана.
Армения не рассматривается ни одной из стран-участниц проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в качестве возможного и полноценного партнера. Ереван, шансы которого стать участником проекта практически равны нулю, должен противостоять натиску Анкары и Баку. Став частью этого проекта, он вырвется из тисков транспортной блокады и тем самым расстроит планы Турции и Азербайджана, считают эксперты в Ереване.
Накануне глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедьяров на встрече с грузинским коллегой Михаилом Джанелизде в Тбилиси анонсировал дату официального открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Оно запланировано на 30 октября текущего года.
"Ереван должен изменить свое отношение к проекту Баку-Тбилиси-Карс. Железная дорога должна рассматриваться им как возможность для переправки товаров в Европу", — сказал в беседе заведующий отдела Турции Института востоковедения Национальной академии наук (НАН) Армении Ваграм Тер-Матевосян.
По его словам, Армения может продвигать свои интересы, связанные с проектом, через соседнюю Грузию. Тбилиси не раз заявлял, что Анкара и Баку не могут влиять на его мнение по тем или иным вопросам: Грузия — суверенное государство. С этим мнением солидарен и экс-глава аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе.
"Тбилиси не раз подчеркивал, что видит в этом проекте исключительно экономическую выгоду", — сказал Мамрадзе в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Он не считает, что Анкара и Баку непременно будут торпедировать участие Еревана в БТК.
Проект Баку-Тбилиси-Карс: быть или не быть в нем Армении
К заявлениям главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что железная дорога будет запущена в конце октября, в Ереване относятся скептически. Дата не раз анонсировалась экспертами, участниками проекта в предыдущие годы, но потом пересматривалась.
С определенной долей сомнения относятся эксперты и к позиции Грузии, постоянно подчеркивающей сугубо экономическую сторону проекта.
"Проект изначально был политическим. Как только в Ереване на разных уровнях поднимают вопрос об участии в нем, в соседнем Азербайджане сразу же начинается истерия. Проект изначально был направлен на изоляцию Армении", — сказал в беседе научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
По его словам, официальный Тбилиси, понимающий подоплеку бакинской риторики, вынужден перманентно заявлять, что БТК не направлен против третьих стран, а осуществляется во имя региональной интеграции и создания транспортной связи Европы с Азией по маршруту "Шелковому пути". Очевидно, что грузинская сторона получает от этого проекта большую прибыль, в том числе и в виде инвестиций.
Эксперт уверен, что шансы Еревана стать участником проекта минимальны. Однако он при желании может лоббировать свои интересы через Вашингтон, Брюссель и другие геополитические центры.
В свою очередь армянской стороне нужно будет взвесить свои шансы: если ее участие в БТК одобрят, нужно будет привести в порядок участок Гюмри-Ахалкалаки, который и соединит Армению с БТК. Это потребует немалых средств.
Армения должна обезопасить себя
Армении нужно будет в максимально сжатые сроки реализовать все ранее задуманные энергетические, транспортные, инфраструктурные проекты с Ираном и Грузией, чтобы свести к минимуму риск возможной блокады, связанный с запуском БТК.
"Речь идет в первую очередь о завершении строительства автомобильной магистрали "Север-Юг" по территории Армении, соединяющей Грузию с Ираном через территорию Армении", — сказал Меликян.
Он уверен, что автомобильная дорога "Север-Юг" компенсирует возможные издержки от реализации БТК. Магистраль Север-Юг играет важную роль и в отношениях Армении и Ирана. Об этом в последние годы не раз заявляли иранские власти, выражая при этом готовность к сотрудничеству в формате строительства армянского участка железной дороги в рамках проекта МТК "Север – Юг".
Ереван видит себя в этом проекте в качестве связующего звена коридора "Персидский залив-Черное море". Иранская сторона понимает, что Ереван, в отличие от Баку, более надежный партнер, но будет ли он думать так завтра?
В "гонке" за Иран, особенно на фоне запуска БТК, Азербайджан может опередить Армению.
ru.armeniasputnik.am